Ганина яма
Бывший заброшенный рудник Ганина яма, расположенный в урочище Четырех Братьев неподалеку от деревни Коптяки, своим названием обязан некоему подрядчику Гавриилу, купившему в эпоху уральской «золотой лихорадки» этот участок в надежде отыскать там золотую жилу. Окрестные жители называли владельца рудника по простому – Ганя (сокращенный вариант имени Гавриил), а самая большая разработка рудника так с тех пор и стала называться Ганиной ямой. Золота Ганя не нашел, а вот железная руда здесь была, но со временем прекратилась и ее добыча. К началу 20 века рудник был заброшен.
Шахта оказалась глубиной всего метров 15. И на два с половиной метра была залита водой. Обнаженные тела членов царской семьи и слуг сбросили в шахту и забросали яму гранатами. Но таким образом уничтожить тела не удалось.
Поняв свою ошибку, расстрельщики попытались уничтожить тела серной кислотой. Купили ее, по словам краеведа Кирилла Якимова, в аптеке, которая до сих пор работает на улице Розы Люксембург. Но и эта попытка оказалась неудачной – кислоты не хватило. И еще через сутки – в ночь на 19 июля – тела решено увезти и спрятать в другой шахте – на 90-й версте Московского тракта. Но по дороге, рано утром, грузовик с телами Романовых застрял в болоте в Поросенковом логу.
Поросенков лог
Это место находится на старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом, в 300 метрах от железной дороги, рядом с забором предприятия «Мостстройотряд». Место заболоченное, как раньше говорили, топкое. Здесь сотрудники уральского областного ЧК приняли решение выкопать большую яму и сбросить туда девять тел. Два тела сожгли в другом месте, чтобы сбить с толку следствие приближающихся к Екатеринбургу белогвардейцев. Место захоронения для верности залили серной кислотой, а яму забросали шпалами.
Краевед Кирилл Якимов рассказывает, что белые так это место и не нашли, а позже большевики перестали делать из него тайну. В 28-м году, через 10 лет после убийства Романовых, на Поросенков лог даже привозили Владимира Маяковского, который написал впоследствии стихотворение «Император»:
За Исетью, где шахты и кручи,
За Исетью, где ветер свистел,
Приумолк исполкомовский кучер
И встал на девятой версте…
Здесь кедр топором перетроган,
Зарубки под корень коры,
У корня под кедром – дорога,
А в ней император зарыт.
Останки опознаны
Первые раскопки в Поросенковом логу были проведены в 1979-м году, но тогда найденные останки изучить было невозможно, их закопали обратно – до лучших времен. И только в 91-м году, с одобрения Президента и областных властей, могильник вскрыли официально и достали останки девяти человек. Не хватало двух тел. Лишь в июле 2007 года их обнаружили екатеринбургские краеведы. Останки 1991 и 2007 годов подвергались многочисленным экспертизам, которые проводились одновременно в нескольких странах, и с высокой степенью точности была подтверждена принадлежность этих останков членам императорской семьи.
Поросенков лог сейчас – единственное историческое место, где память о событиях 1918го года увековечена очень скромно – двумя крестами и небольшими плитами. На месте Ипатьевского дома, как всем известно, был построен Храм-на-Крови, а на Ганиной яме – целый монастырский комплекс.