Суд в Челябинске начал рассмотрение дела о нападении и убийстве подростка, совершенного гражданами Таджикистана в апреле прошлого года. На заседании обвиняемые вели себя шумно, смеялись, отворачивались, проявляли агрессию к журналистам...
Причина драки
Поздним вечером 9 апреля 2023 года возле ТРК "Космос" в Челябинске толпа молодых людей встретились, чтобы обсудить переписку в соцсети. Они хотели выяснить, кто присылал оскорбления с фейкового аккаунта. Но в ходе встречи разгорелась ссора, началась драка, один из участников схватился за нож, воткнул его в 17-летнего школьника. Нанёс два удара: в сердце и печень. Парень скончался на месте.
Полиция задержала 20-летнего подозреваемого в убийстве в эту же ночь. Им оказался уроженец Таджикистана, гражданин России. На следующий день Следственный комитет опубликовал видео допроса.
– За что задержан?
– За убийство.
– Какая причина?
– Ссора.
Через сутки поочерёдно задержали ещё четверых участников "банды мигрантов".
Они просто пришли толпой, зарезали его и ушли,
– написала подруга погибшего. Девушка в соцсетях объявила сбор помощи маме погибшего и выложила запись с домофона. На записи по двору за каким-то парнем несётся толпа. Подруга считает, что это те самые азиаты, и гнались они за юношей:
Его друзья убежали быстрее, а он не успел. Вот они и зарезали того, кого догнали. А он, кстати, их в соцсетях не оскорблял. Гадости писал кто-то с левого аккаунта. В полиции говорят, что его задержали. Но вот кто он, не известно.
Все бородатые парни, участвовавшие в разборке, граждане России. Несколько человек из Таджикистана получили паспорта по программе переселения соотечественников. И даже более того! Учились в колледже на правоохранителей. Но перед судом все как один требовали переводчика. Мол, не понимают они по-русски.
Местные жители спального района, где произошла трагедия, мигрантами мягко сказать, недовольны:
Во дворах по вечерам все песочницы и качели заняты молодыми женщинами в платках по глаза и их многочисленными детьми. В школах 30% учеников – это дети мигрантов. Ведут себя по-хозяйски, считают район своей территорией.
Вину не признают
В зале суда подозреваемые вели себя шумно: они что-то обсуждали и ругались на журналистов. Один из обвиняемых внезапно обратился к представителю прессы:
"А ты че родителей сфоткать решил? На какой основании?"
В прошлом году, во время избрания меры пресечения, обвиняемые были более сдержанными и спокойными. Теперь же они скрывали свои лица медицинскими масками и повернулись спиной к залу. В ходе заседания им также потребовался переводчик.
Обвиняемые несколько раз высказались против съемки родителей, мотивируя это тем, что потом в комментариях пишут негативные комментарии. Несмотря на заявления обвиняемых и адвокатов, журналистов никто из зала суда не удалил.
Отличить подсудимых друг от друга непросто — все прятались, уходили вглубь камеры и старательно закрывали лица.
Судья обратился к каждому из подсудимых для установления личности. Первым о себе рассказал 20-летний Шахром Миров. У него нет ни прописки, ни места постоянного проживания, ни работы. На вопрос судьи о способности говорить по-русски, Шахром ответил с небольшой задержкой:
"Ну как, разговаривать умею".
Братья близнецы Заир и Таир Джалиловы, учившиеся до ареста, по специальности "правоохранительные органы" и притом каким-то образом фактические не владеющие русским языком, отметили своё совершеннолетие уже в СИЗО.
Самый старший среди обвиняемых – 33-летний Нажмиддин Имомов, а также ещё два подсудимых - Абдулвахоб Сабуров и Ислом Ахмадов не имеют не только постоянной работы, но и гражданства.
Еще один подсудимый, 18-летний Хушет Одинаев, родился в Курганской области. Единственный у кого есть гражданство России. Пару месяцев назад его перевели под домашний арест, поэтому участие в заседании он принимал из зала.
Сторона обвинения настаивала на продлении меры пресечения, так как у обвиняемых нет ни гражданства, ни прописки, и они могут попытаться скрыться. Подсудимые, в свою очередь, жаловались на условия содержания в СИЗО и отказывались признавать свою вину.
Мы уже год сидим в СИЗО. Скорее бы все закончилось. Я этих ребят не знаю и никого не избивал, не убивал, — через переводчика пожаловался Ахмадов.
Меня заставили. Я никого не оскорблял, не унижал. Они создали страницу ВКонтакте, оскорбляли мать. Я уже год здесь сижу, мама страдает. Прошу меня депортировать или освободить, — подхватил Заир Джалилов.
Как справедливо замечает корреспондент, находившийся на месте, о страданиях матери погибшего Заир едва ли думает – в ходе заседания его адвокат попросила изменить меру пресечения на домашний арест. После чего адвокат добавила, что её работа требует оплаты.
Находящийся под домашним арестом Одинаев и вовсе попросил разрешения на прогулку. Стоит ли говорить, что никакие прогулки при домашнем аресте не предусмотрены.
С продлением я согласен, но прошу разрешения на прогулку — час или два часа
Как только судья покинул зал заседаний подсудимые заметно повеселели. Их поведение вновь стало демонстративно громким – они начали улыбаться и даже смеяться.
На следующий день суд вынес решение о продлении меры пресечения для граждан Таджикистана, обвиняемых в убийстве подростка. Шестерых снова отправили в СИЗО. 18-летний Хушет Одинаев, единственный с паспортом Российской Федерации, останется под домашним арестом.
– Челябинский областной суд по ходатайству государственного обвинителя продлил до 25 августа 2024 года подсудимым Имомову Нажмиддину, Мирову Шахрому, Ахмадову Ислому, Джалилову Тоиру, Сабурову Абдулвахобу, Джалилову Зоиру меру пресечения в виде заключения под стражу, Одинаеву Хуршеду меру пресечения в виде домашнего ареста, – сообщили КП-Челябинск в пресс-службе Челябинского областного суда.