Найти тему
Академия Hard&Soft

Интервью с Дарьей Вьюновой. Часть 1

Сегодня мы хотим поделиться с вами интервью с одним из наших замечательных преподавателей - Дарьей Вьюновой. Дарья ведет курс для преподавателей, тренеров, коучей, которые хотят научиться общаться с учениками осознанно и при этом не выгорать. На фотографиях выдержки из интервью с Дарьей. Это первая часть интервью.

1) Вы учите людей осознанной коммуникации: это ваш осознанный выбор или стечение обстоятельств?

Та коммуникация, о которой мы говорим в курсе и которой мы добиваемся вообще в жизни, без осознания невозможна. Что такое осознанная коммуникация? Это отрефлексированная собой же, наблюдаемая и пОнятая.

Это в очень упрощённом варианте. То есть: когда я понимаю, почему я так говорю, какие будут последствия от моих слов, и какую я вкладываю цель в это общение. Более того, в осознанной коммуникации с другим человеком я ещё и уважаю другого человека, моего собеседника. Это может быть ученик, коллега, руководитель, подчинённый, сотрудник, партнёр и даже мой ребёнок или родитель.

Чтобы взаимодействовать с другими людьми, важно быть честным, открытым, правдивым и бережным. И обязательно при этом учитывать состояние собеседника. Поэтому, да, обучение коммуникации – это мой осознанный выбор. Как преподаватель и тренер тренеров вот уже более 10 лет я обучаю учителей коммуникации в учебной среде. Кстати, я заметила, что взаимодействие между учителем и учеником очень похоже на взаимодействие между родителем и ребенком. В нем тоже присутствует образовательный аспект. То же и в сфере руководитель – подчиненный. Вообще, в профессиональной среде мы обычно видим два позиции: одна - выше в иерархии, другая – ниже. Отсюда большое количество конфликтных точек.

За эти 10 лет я много раз наблюдала, что люди, которые обучаются коммуникации вместе со мной, переносят новые знания в свою профессиональную область, в коммуникацию с семьёй, близкими. Почему? Потому что правила, о которых я говорю, универсальны для любой коммуникации.

Сколько лет нужно, чтобы стать профессионалом в этой области? Во-первых, обучение осознанной коммуникации – это бесконечный процесс. Во-вторых, наш уровень бережности друг к другу очень сильно зависит от нашего ресурса. Если в какой-то момент времени мы не чувствуем себя устойчиво, то, конечно, нас легко вывести на рептильную реакцию. То есть в такой момент нам не хватает внимания, чтобы увидеть другого человека, увидеть себя и действовать из осознанной части. Поэтому наш курс посвящен не только общению с другими, но и наблюдению за собой, за своим состоянием и тональностью разговора с самим собой.

2) Чем коуч отличается от психолога? Насколько эта профессия доступна для освоения? Может ли любой желающий стать круче и помогать людям осознанно выстраивать отношения или должны быть определенные черты характера или склад ума?

-2

Если посмотреть научно, коуч, в основном, занимается развитием, тогда как психолог, в зависимости от подхода, работает либо с травмой, либо с особенным состоянием. Однако я бы назвала и психолога, и коуча помогающими практиками. К слову, преподаватели и учителя – тоже помогающие практики.

Сейчас знания стали намного более доступны, и человек, занимающийся обучением, теперь не просто эксперт-профессионал. Он также делится и раздаёт «вайфай вдохновение», увлеченность предметом и является проводником между другими людьми.

Насколько профессия психолога и коуча доступна для освоения? Сейчас достаточно много курсов, в том числе и для помогающих практиков. И я считаю, что почти любой желающий может стать коучем и помогать людям осознанно выстраивать отношения. Другой разговор, насколько это соответствует его личным особенностям и способностям.

Вообще, в своей жизни я ориентируюсь на правило из книги «От хорошего к великому»: нужные люди на нужных местах. Если человек находится на своём месте, то его умения и навыки переходят из функционального состояния в профессиональное или даже в область призвания. И да, конечно, помогающему практику необходимы определенные черты характера. Например, я всегда говорю, что учитель – это тот человек, который может миллион раз объяснять одно и то же. Не потому что люди глупые, и не потому что он сам решил, что так нужно преподавать, а потому что ученик его попросил. И объяснять он будет как в первый раз, ведь у каждого свой способ обучения.

3) Что, на ваш взгляд, самое сложное в коммуникации между людьми? Каждый ли человек может научиться осознанно общаться с другими? Обязательно ли для этого обращаться к кому или проходить курсы?

-3

Самое сложное в коммуникации – это представить, что собеседник – это другой человек. Он имеет право не сойтись с вами ни в одном вопросе. Кажется, у вас обоих две руки, две ноги, два уха, но в то же время абсолютно разный бэкграунд и опыт. Самое сложное – это увидеть человека напротив вас. «Развидеть» то, что мы знаем про собеседника: почему он так реагирует, так поступает, и увидеть человека «с чистого листа». Только это дает возможность встретиться друг с другом и действительно общаться.

Каждый человек может научиться осознанно общаться с другими, но это зависит от его, опять-таки, осознанного решения. Если человек правда решил действовать и честно к этому относиться, то никто и ничто не сможет ему помешать. Обязательно ли для этого обращаться к кому-то или проходить курсы? Нет. У каждого свой способ учиться: кто-то обращается, кто-то учится у своего окружения. Благо мы живем не в одиночестве, вокруг нас всегда много людей, это позволяет найти путь своего развития через коммуникацию с другими.

Ещё важный момент, важно расширять круг тех, с кем ты тренируешься, потому что часто он очень однородный. Мы живем в пузыре, и если мы действительно хотим иметь разную риторику и видеть разнообразное общение, то нужно расширять эту линейку.

4) Были ли у вас какие-то сложности при освоении приемов осознанной коммуникации?

Эти сложности есть у всех, и у меня тоже они были и есть. Первая самая большая сложность при освоении других навыков – это инертность привычки, которая у нас уже есть. Если мы говорим с использованием личных местоимений или, например, часто употребляем фразу «ты, конечно, молодец, но…», если используем командную лексику, переходим на личности, оцениваем, то, конечно, очень сложно будет избавиться от всех этих речевых оборотов. Мы росли среди них, и они росли вместе с нами.

Вторая сложность – это отсутствие ресурса для любой осознанной деятельности. Очень важно быть в том состоянии, в котором есть достаточно внимания, чтобы быть бережным, проявлять интерес. Для этого нужны реальные силы.

Ещё есть сложности с инертностью среды. Когда мы начинаем менять нашу речь, общаться по-другому, но продолжаем быть в среде, где ничего не меняется, то становится сложно удерживать этот баланс.

5) Были ли какие-то клиенты, с которыми вы не смогли найти общий язык?

-4

Важно понять, что именно значит «не нашли общий язык». В определенный момент я начала осознавать, с кем мне будет нормально работать, а с кем будут сложности. Или с кем как с клиентом или заказчиком мне комфортно, а с кем есть шероховатости.

Чувствительность к человеку помогает понять, свой человек или не свой.

Поэтому, конечно, были клиенты, с которыми я не смогла найти общий язык, но только потому, что мы разные в ценностях, а не потому, что у нас произошел конфликт или человек не получил от обучения то, чего ожидал. Чаще всего, если я работаю с негативной обратной связью, у меня получается выводить ее в конструктивный разговор.