Найти тему
Отражение науки

Греция: морские ворота Китая в Европу.

Китай продолжает усиливать своё экономическое влияние в Евросоюзе через Грецию. Ещё в 2016 году крупнейшая китайская судоходная компания COSCO Shipping Corporation Limited установила контроль над деятельностью крупнейшего греческого порта Пирей (владеет контрольным пакетом управления порта). Греческое правительство пошло на такой шаг не от хорошей жизни: страна тогда находилась в глубоком экономическом кризисе.

Контейнерный порт Пирея, Греция. Изображение: медиатека pct.com.gr
Контейнерный порт Пирея, Греция. Изображение: медиатека pct.com.gr

Надо сказать, что сотрудничество с китайцами явно пошло грекам на пользу: грузооборот порта резко пошёл вверх. В настоящий момент Пирей стал крупнейшим контейнерным портом в Восточном Средиземеноморье. Что неудивительно: COSCO старается огромный поток китайских товаров, поступающих в Евросоюз, переваливать прежде всего через подконтрольный ей порт.

Под управлением китайской COSCO порт Пирея стал одним из самых современных в Европе. Изображение: медиатека pct.com.gr
Под управлением китайской COSCO порт Пирея стал одним из самых современных в Европе. Изображение: медиатека pct.com.gr

COSCO находится в государственной собственности КНР и владеет огромным флотом, состоящим из более чем 1300 судов. Следует отметить, что именно Греция многие десятилетия традиционно являлась ведущей судоходной нацией мира по валовому тоннажу флота, принадлежащего греческим судоходным компаниям. Но в прошлом, 2023 году произошло ожидаемое событие: Китай догнал Грецию по этому показателю. При этом примерно половина всего построенного за последнее десятилетие греческого флота построено на китайских судоверфях. Прямо сейчас в Китае в процессе постройки находятся более ста судов, заказанных десятками греческих судоходных компаний.

COSCO Shipping – одна из крупнейших судоходных компаний мира. Изображение: commons.wikimedia.org
COSCO Shipping – одна из крупнейших судоходных компаний мира. Изображение: commons.wikimedia.org

В общем, налицо полное взаимопонимание между морскими отраслями этих двух стран. На руку грекам играет ещё одно обстоятельство: две трети всего мирового объёма электромобилей производится в Китае. Автопроизводители этой страны сейчас начали самую настоящую экспансию на европейские рынки. Китайские автомобили доставляются как с помощью специализированных судов-автомобилевозов, так и в контейнерах на судах-контейнеровозах, поскольку автомобилевозы сейчас в мире в большом дефиците. В порту авто перегружаются на поезда и в грузовики, и отправляются далее в европейские страны.

Судно-автомобилевоз COSCO. Изображение: Christian Ferrer, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org
Судно-автомобилевоз COSCO. Изображение: Christian Ferrer, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

Помимо того, что в Европу хлынул поток недорогих китайских авто, целый ряд ведущих китайских производителей в спешном порядке строят в европейских странах свои производственные мощности по изготовлению компонентов и сборке электромобилей. С вводом в строй новых заводов также потребуется их бесперебойное обеспечение поставками из Китая.

Исторический порт Пирея. Изображение: unsplash.com
Исторический порт Пирея. Изображение: unsplash.com

Более половины всего европейского импорта из Китая приходится на продукцию машиностроения и автомобили, причём объёмы поставок стабильно растут. Так что будущее контейнерного порта Пирея выглядит вполне оптимистичным. К тому же этот порт является крупным туристическим центом средиземноморья, так как Пирей давно слился со столицей Греции Афинами в единую агломерацию. Поскольку Китай уже сейчас является второй в мире туристической нацией после США, у Греции есть все шансы стать не только экономическим, но и туристическим форпостом Китая в этом регионе.