Найти в Дзене
Геокарты

Время оснований населённых пунктов Нижегородской области

Последний регион в Приволжском округе - Нижегородская область. Первые поселения на территории области появились еще в эпоху мезолита. Предположительно говорили на прафинно-угорском языке. Селения располагались компактными группами. В первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры в Поволжье формируется поволжско-финская городецкая культура. В I тысячелетии нашей эры на территории края жили племена мордвы и марийцев, исчезнувший ныне народность мурома. В конце VII века на востоке от современной Нижегородской области поселились булгары. Мурома занимала небольшую территорию по левобережью Оки до впадения ее в Волгу (1), а также по левому берегу Волги, это были самые восточные муромцы. Марийцы на левом берегу реки Волги (3), вплоть до реки Унжи, что в Костромской области, где далее уже проживали меряне, горные мари жили и в Присурье. На самой вершине горы, нависающей над Васильсурском, находился марийский город Цепель (5). Формирование современного марийского народа сложилось на основе

Последний регион в Приволжском округе - Нижегородская область.

Первые поселения на территории области появились еще в эпоху мезолита. Предположительно говорили на прафинно-угорском языке. Селения располагались компактными группами. В первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры в Поволжье формируется поволжско-финская городецкая культура.

В I тысячелетии нашей эры на территории края жили племена мордвы и марийцев, исчезнувший ныне народность мурома. В конце VII века на востоке от современной Нижегородской области поселились булгары.

Мурома занимала небольшую территорию по левобережью Оки до впадения ее в Волгу (1), а также по левому берегу Волги, это были самые восточные муромцы.

-2

Марийцы на левом берегу реки Волги (3), вплоть до реки Унжи, что в Костромской области, где далее уже проживали меряне, горные мари жили и в Присурье. На самой вершине горы, нависающей над Васильсурском, находился марийский город Цепель (5). Формирование современного марийского народа сложилось на основе двух близких культур: ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась азелинская культура, и городецко-дьяковской на Верхней Волге и Оке. В начале I тысячелетия нашей эры племена городецкой культуры, обитавшие на границе лесной зоны и лесостепи, под напором степняков продвигались на север по Суре и Оке к Волге, и вышли в Поветлужье, а оттуда на Большую Кокшагу. В результате «взаимоассимиляции» азелинских и городецких племён, с участием более древнего местного населения, во второй половине I тысячелетия сформировались древнемарийские племена. При этом разделение марийцев на горных и луговых базируется на том, что у первых — преобладание черт городецкой культуры, а у вторых — азелинской. Так как нижегородские марийцы являются частью луговых марийцев, то их формирование проходило под большим влиянием азелинской культуры.

Город Ветлуга (4) является одним из древних поселений на Ветлуге. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского княжества был основан город Юр. В XIV веке ветлужский кугуз Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-мерского князя. В январе 1468 года галицкие князья завоевали город. Юр был разрушен и сожжён полностью. Прилегающая местность была опустошена, оставалась малонаселённой несколько десятилетий. Постепенно северо-запад области заселялся русскими переселенцами.

А на правом берегу Волги жили эрзяне (2), лишь на юге встречаются и мокшанские села. Саровское городище (6), считающееся крупнейшим укреплённым поселением мордвы домонгольского времени, было центром Пургасовой волости.

В XII веке в устье Оки (1) появляются первые славянские поселения. Это были в основном суздальские крестьяне. В первую очередь осваивались земли нынешних Городецкого, Балахнинского и Борского районов (1). Живший здесь народ мурома и эрзя вошли в состав русской государственности и к XII века мурома полностью ассимилировался с русскими. В 1220 году князь Юрий Всеволодович после похода на булгар, основал город «на усть Оки» (Нижний Новгород). В 1408 году Городец и прилегающие селения были сожжены ордынским правителем Едигеем. Долгое время эти земли оставались в запустении. Позднее здесь вновь появились небольшие деревни. Во второй половине XVII века в этих селениях, окруженных лесами, скрывались от религиозных преследований староверцы.

Область Мещера занимала и юг современной Нижегородской области. Здесь жили мордва, а также близкие к ним можары (мещеряки) и буртасы. Среди мордвы господствовали традиционные языческие верования, буртасы были мусульманами. Одна часть можар исповедовала православие, другая — ислам. Можары-мусульмане — это будущие нижегородские татары-мишари (7). Мишари были свободными конными воинами — казаками. В состав нижегородских татар позднее влились и мусульмане-буртасы, занимавшиеся земледелием и бортничеством, а также переселенцы из распавшейся Золотой Орды. Можары-казаки, принявшие христианство, заселили западную часть Мещеры. Другая часть можаров-христиан, как и мордва, занималась бортничеством и земледелием. В 1392 году Мещера вместе с Нижегородским краем оказалась под властью московских князей. После этого можары и мордва в поисках медоносных угодий начали продвигаться по берегу Оки до ее устья и далее по правому берегу Волги, заселяя свободные места.

С середины ХVI века, после завоевания Казанского ханства и окончания черемисских войн, активно заселялись русскими, а также южными мещеряками, восточные и южные земли области. Началось обращение в православную веру местного населения. Мордовские князья постепенно входили в состав «служилых людей» Московского государства. Московские государи, осваивая территорию, выдавали земли боярам, воеводам, монастырям. Сюда стали переезжать крестьяне из центральных уездов, привлеченные льготами для «новоприходцев» и рассказами о богатых медом нижегородских лесах. Собирателями меда диких пчел — бортниками был основан целый ряд нижегородских деревень.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.