Я из тех, кто не может представить себе жизнь без работы и целей. Работа моя связана с торговлей и общепитом. Но одно дело---работа в найме, и совсем другое, когда ты владелец собственного небольшого заведения. Я к этому долго шла морально, и пришла наконец. Я купила готовый бизнес.
А пока идёт оформление и сделка, хочу порассуждать на тему:
Почему практически каждый мелкий общепит это бизнес нерусских?
Когда я была студенткой, а это, на минуточку 1999 год-нач. 2000х, самым популярным студенческим перекусом был хот-дог. Выглядел он очень просто и без затей, прогретая булка, кетчуп-майонез-горчица, рубленый репчатый лук вперемешку с зеленью, корейская морковь (некоторые практиковали корейскую капусту), и сосиска, из-за которой, собственно, хот-дог и покупался. Стоил тогда этот нехитрый "американский"бутерброд 15 руб 😁
С тех пор даже самый допотопный хот-дог преобразовался из бутерброда в блюдо:булку обжаривают в прижимном гриле, овощи добавляются самые разнообразные, смазываются авторскими соусами и начиняются не только дешевой сосиской-гриль, но и дорогими аналогами, охотничьими колбасками и даже мясом.
Вторым (по факту первым, ибо по популярности она обогнала хот-дог) фаст-фудом является шаурма.
По мнению большинства молодёжи, а в частности студентов: шаурма - еда богов. Сказано это, конечно, в шутливом ключе, однако здесь нечему удивляться - молодые люди, студенты, очень часто спешат и ценят вкусную еду "на бегу". По бжу шаурма это классный сбалансированный продукт.
Но благодаря расплодившимся точкам, в которых наглядно не соблюдено санитарных норм, покупка шаурмы для многих---выбор неоднозначный. Некоторые воспринимают её, как символ низкокачественного восточного фастфуда. К тому же большинство этих ларьков держат лица неславянской внешности , и сотрудники там "из своих".
По всей стране ходят легенды о неаппетитном мясе, завёрнутом в лаваш. Их авторы ссылаются на свой опыт, мол, они лично видели процесс приготовления шаурмы в точках быстрого питания, и зрелище не из приятных. Кто-то и вовсе, травился шаурмой и еще долго не мог даже смотреть на это блюдо и его приготовление.
Но справедливости ради, встречаются и очень качественные точки продаж шаурмы, особенно в крупных городах. Есть даже специальные "крафтовые" ларьки и кафе, где стоимость шаурмы превосходит стоимость бюджетного ужина в сетевом заведении, доходя до 300-500 рублей за свёрток.
Антисанитария, нелегальные мигранты и шаурма
По мнению многих наших соотечественников, антисанитария в местах продажи шаурмы процветает из-за нелегальных выходцев из Средней Азии. В соответствии с существующими правилами, для того чтобы иметь право готовить и продавать шаурму, нужно получить разрешение. А иной раз у "повара" нет разрешения даже на нахождение в пределах России, что уж говорить о разрешении на пищевую деятельность. Кроме того, у нелегалов напрочь отсутствует мотивация в работе, стремление сделать продукт качественным, свежим. Бывают и случаи, когда собственник помещения сам не заботится о санитарных условиях цеха-ларька. Тогда как простой рабочий, к тому же нелегал, сможет повлиять на ситуацию?
Я сама 6 лет работала в подобном заведении с работниками-мигрантами. Владелец бизнеса был нерусский, но гражданин России. Начинал бизнес, да и ведёт его до сих пор, делая ставку на работу мигрантов. Хочу сказать, что за все эти годы чистоплотных работников я видела от силы человек 5.И все они были из числа "старых мигрантов" и только один молодой аспирант. (Он из интеллигентной семьи, приехавший на учёбу в аспирантуру, подрабатывающий в свободное время от сессий). Я сейчас не буду рассуждать, почему нечистоплотность это черта практически всех, попавшихся мне в сотрудники, мигрантов, но проблем с ними было много. Даже директор признавал, что если бы в администраторах-кассирах не было бы местных, то он бы просто "зарос в грязи" (Это признание, кстати,все равно не подвигало его больше ценить местных)
У Роспотребнадзора и СЭС есть определённые требования для того, чтобы выдать индивидуальному предпринимателю разрешение на занятие общепитовской деятельностью, и вот некоторые из них:
- Все продукты, используемые в приготовлении должны быть свежими и качественными.
- Приготовление пищи может производиться только в тех местах, где имеется водопровод и канализация.
- В помещении, где приготавливается еда, даже если это кухня доготовки, должна производиться ежедневная уборка.
- У каждого работника должна быть санитарная книжка, в которую вносятся сведения о регулярных медосмотрах.
- Все работники должны носить спецодежду.
Однако, на практике, эти правила постоянно нарушаются,и следить за этим тот еще квест. Чистая форма, чистое тело, элементарное мытье рук, одноразовые перчатки (не на одну руку, а на две!!!), протирание рабочего стола после каждого приготовленного блюда, чистая ветошь для уборки остатков продуктов с рабочего стола. Практически у всех поваров отсутствуют санитарные книжки, да и откуда у них могут взяться российские санитарные книжки, если многие прибыли к нам или работают у частников нелегально. Никто не знает, имели ли они хоть какое-то отношение к общепиту в своей стране. Судя по тому, как они работают – нет. Не может же быть такого, что в Средней Азии, откуда они родом, едой торгует кто попало. Хотя, кто знает, какие там порядки?
Почему повара мигранты?
Ну во первых, потому что практически каждая шаурмичка под брендом халяль. И повар должен быть соответствующий. То, что в России халяль это всего лишь бренд, и ничего халяльно-ритуального там нет, это дело десятое. Но славянин, приготавливающий блюдо из халяльного мяса, в концепцию не вписывается никак. Это самая основная причина, какую бы другую вслух не произносили. Потому как низкая оплата труда, из-за которой якобы не пойдут работать местные, уже не выдерживает никакой критики:зачастую повар-мигрант получает существенно больше, чем местный кассир в этом же заведении. К тому же, до сегодняшнего ужесточения мигрантской политики, все мигранты работали неофициально, порой не имея никаких разрешительных документов. Тогда как местные, кроме пенсионеров, предпочитают официальное трудоустройство.
Почему владельцы мелких общепитов все сплошь нерусские?
А вот не знаю. Для меня это очень удивительно, ведь, казалось бы, должно быть все с точностью да наоборот. Открыть маленькое заведение не так уж и накладно, если подойти к этому с умом. Шаурма давно не является представителем какой-то конкретной национальной кухни, она претерпела всевозможные изменения и вариации начинки, и часто ее называют просто---ролл(по примеру крупных общепитов). К тому же, в точках общепита продают не только ее, и в общее меню вполне хорошо впишутся и русские пирожки и расстегайчики, а также самса, чебуреки и другие перекусы.
Можно подумать, что местные не умеют продумывать бизнес-план, но уверяю вас, по своему опыту я знаю, что почти каждый владелец подобной шаурмички не может даже провести простую ревизию, не говоря уже о расчете трат продуктов на то или иное блюдо и расчете себестоимости.
До приезда мигрантов маленькие пирожковые были исключительно бизнесом местных, почему сейчас по другому разобраться очень интересно.
Тема не закончена. Присоединяйтесь к обсуждению, мне очень важно ваше мнение.
-----------------------
А приобрела я не шаурмичку. У меня суши-бар с разнообразным меню, в которое входят не только суши и роллы, с функцией доставки. Маленькое заведение в спальном районе.
Всем добра🌞