Найти в Дзене
Московская беседка

Вкус к жизни

О спектакле «Вероника решает...» Московского драматического театра «Модерн». Премьера 7 марта 2024

Новый спектакль Юрия Грымова — прорыв не только в иную реальность, в подсознание, в пространство выбора между жизнью и смертью, но и возвращение к себе. Путь к себе, к своей жизни, своей правде, своему осуществленному бытию. Выбор между жизнью и смертью коварен. Выбрать смерть очень просто. Найти силы пережить жизнь порой труднее, но именно эта сохраненная жизнь — твоя жизнь непременно улыбнется тебе неожиданным счастьем.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Итак, мы находимся в странном ирреальном пространстве, куда попадает главная героиня романа Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»: то ли в раю, то ли в аду, то ли в простой психушке, куда попадают неудавшиеся самоубийцы. Это энергетически насыщенное пространство, населенное живыми и мертвыми, больными и здоровыми, небожителями и обычными, очень несчастными людьми, с несбывшимися мечтами, с неустроенной жизнью. Но не теряющими надежды.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Вероника (пронзительная, искренняя работа Анастасии Сычевой) — замученная жизнью женщина, оскорбленная непониманием и несправедливостью этого мира, которая вычеркивает ее из жизни. Образ, максимально приближенный к нашей жизни, в пышном платье и кедах, понятный и близкий нашим женщинам, доведенным до ручки равнодушием окружающих. После неудачной попытки суицида Вероника попадает в психушку, но психушка это не совсем обычная. Вернее, совсем необычная.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Сценическое пространство спектакля намеренно лишено посторонних звуков, цветов, света — всей будничной шелухи, отвлекающей нас от главного. Мягкий бархатистый сумрак сцены оттенка маренго отсекает все несущественное ради главного. Главное — размышления о смысле жизни, более эмоциональные, чувственные, чем рассудочные, вспыхивают на сцене небольшими яркими мизансценами, которые так же мягко высвечиваются молочным туманом прожекторов, акцентируя смысловые и эмоциональные акценты дальнобойным орудием: цветом. А цвет в сценографии изумительный. Насыщенный, яркий, аппетитный. В нем хочется купаться и утонуть — настолько живые, свежие краски расцветают на сцене.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

В спектакле вообще много мягкого: терапевтический метод доктора Игоря (ассоциация с доктором Лизой), сам доктор, не растерявший умение видеть в больных людей, сияющий красноватым золотом бог Ра, чей сценический образ грозного древнеегипетского божества идет в разрез с глубокой человечностью и мягкой мудростью бога по отношению к людям — вообще, сам воздух пьесы насыщен душевностью и сочувствием к человеку, которому пришлось нелегко. И мягко, но неумолимо героиню возвращают к жизни и желанию жить. Причем у Вероники создается отчетливое ощущение, что она сама предпочла смерти жизнь.

Доктор Игорь - Роман Зубрилин. Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Доктор Игорь - Роман Зубрилин. Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Мягкий сумрак, очищенный от будничной шелухи — концентрированное сознание, где нет места мелкому и несущественному. Будничному и неважному. Пространство, где есть место главному: жизни. Яркой, цветной, насыщенной и невообразимо прекрасной. Жизни, от которой невозможно отвернуться. Жизни, всегда побеждающей смерть. Жизни, вкус к которой никогда не теряет силы.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Помимо художественного решения, очень порадовали актерские работы. Великий древнеегипетский бог Ра — создатель всего живого в трактовке Дмитрия Бозина напрочь лишен пафоса и гнева. Его бог лукав, мудр и ироничен, тонок и утомлен, печален и человечен. Актером найдена нужная интонация общения с душой, которую жалко. Интересно противоречие между внешним образом огненно-золотистого идола и мягкосердечного вершителя судеб, то ли психа, то ли истинного бога — не важно. Важно, что его подзадоривающий метод действительно сработал, и вся мистификация с 6 днями жизни и смерти Вероники сработала на ее жизнь.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Проснулась любовь — и проснулась жизнь. Эдуард в исполнении Льва Смирнова лучится такой громадной силой преодоления себя, своей немощи и недуга, таким прорывом к жизни из небытия болезни и немоты, что кажется, на наших глазах происходит чудо. Живое чудо рождения слова, мысли, любви, разрушающей мрак небытия. Сначала перед нами безнадежный идиот, с трудом понимающий, что происходит вокруг, но любовь к Веронике, ее страдание, из которого выросло сострадание, заставляют его заставить себя стать человеком. Очень сильный образ человека, в муках, на наших глазах рождающегося из животного.

Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева
Фотография предоставлена театром. Фотограф Полина Королева

Постановка Юрия Грымова декоративна, чувственна, эстетична, но несколько затянута. Местами скучновато, действие неровно, словом, спектакль находится в состоянии роста и становления. Но в целом насыщена таким желанием жить, таким сумасшедшим зарядом энергии и жизненной силы, таким аппетитным вкусом к жизни, какие так необходимы всем нам, чтобы жить.