Найти в Дзене
ЕГЭ - легко!

Эти паронимы ставят в тупик одиннадцатиклассников на ЕГЭ по русскому языку. (часть 1)

Оглавление

Паронимы - это слова близкие по звучанию, но разные по смыслу. В 5 задании ЕГЭ по русскому языку нужно не только найти предложение с ошибкой в паронимах, но и исправить её, написав нужный пароним. Поэтому необходимо знать пары паронимов и понимать их значения. В этой статье не будет банальных паронимов, как "одеть/надеть". Я собрал сложные паронимы, в которых год от года ошибаются одиннадцатиклассники. (материала оказалось настолько много, что я разбил его на 2 части, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение)

Зачинатель/зачинщик

Зачинатель - лицо или объект, который начинает или инициирует процесс или событие. (синоним: основоположник)

Зачинщик - это тот, кто начинает что-то неблаговидное. (синоним: виновник)

Разница: Слово "зачинатель" имеет возвышенный эмоциональный окрас, а слово "зачинщик" - сугубо отрицательный.

Примеры использования:

  1. Мое литературное поколение обладало счастьем видеть, слушать и непосредственно учиться у зачинателя нашей советской литературы, Максима Горького
  2. По мнению ее, Захар был во всем главным зачинщиком и виновником. Он втравил Гришку во все недобрые дела.

Вдох/вздох

Вдох - каждый отдельный впуск воздуха в лёгкие

Вздох - усиленный вдох и выдох (обычно как усиление выражения какого-либо чувства)

Разница: Вдох - это один из этапов вздоха. Если речь идёт о вдохе, то мы можем спросить, что конкретно мы вдохнули (вдох свежего воздуха, вдох табачного дыма и т.д). Если речь идёт о вздохе, то такой вопрос будет неуместен.

Примеры использования:

  1. Мы вышли на улицу, я сделал глубокий вдох свежего воздуха и направился по длинной дороге к выходу с территории.
  2. — Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом.

//в примере 2 вздох употребляется, как усиление чувства тоски

Адресант/адресат

Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма

Адресант - тот, кто адресует кому-то письмо, телеграмму

Разница: Эти слова обозначают диаметрально противоположные понятия.

Примеры использования:

  1. Адресант указал точный адрес получателя на конверте перед отправкой письма.
  2. Получив письмо, адресат сразу же прочитал его с большим интересом.
-2

Эмигрант/иммигрант

Эмигрант - человек, переселившийся из своего отечества в другую страну

Иммигрант - иностранец, поселившийся в нашей стране

Разница: Если человек переселился в другую страну, то он становится эмигрантом и иммигрантом одновременно. Для своих соотечественников он будет эмигрантом, а для жителей страны, в которую он переселился, он будет иммигрантом. Поэтому важно смотреть на контекст.

Примеры использования:

  1. После получения политического убежища в другой стране, он стал эмигрантом, оставив свой родной город и страну
  2. Как иммигрант, он получил вид на жительство в новой стране

Примечание: есть ещё слово "мигрант", его можно применить к любому человеку, который поменял место жительства. То есть понятия "иммигрант" и "эмигрант" можно заменить на слово "мигрант"

Невежа/невежда

Невежа - грубый, невоспитанный человек (=невежливый)

Невежда - необразованный, малосведущий человек в конкретной области (=не ведает)

Разница: Если человека называют "невежей", то это говорит об отсутствии воспитания. Если человека называют "невеждой", то это говорит об отсутствии знаний в какой-то области. (не всегда "невежда" - это глупый и необразованный человек. Он может быть гением в математике, но ничего не понимать в живописи, тогда для художника он будет "невеждой")

Примеры использования:

  1. Теперь его стало клонить в сон, но он не хотел казаться невежей и решил узнать, кто так радушно приютил его
  2. Половина из них совершенные невежды, ни слова не знают по-французски.

Оклик/отклик

Оклик - возглас, которым привлекают чьё-либо внимание, останавливают.

Отклик - ответ на зов, обращение.

Разница: Отклик - это ответ на оклик. То есть, если мать зовёт своего сына, то она его окликает, а он откликается.

Примеры использования:

  1. Если же кто-то вдруг забывается и идёт вне своей очереди, достаточно лишь гневного оклика, чтобы поставить ослушника на место.
  2. Описать эмоции так, чтобы вызвать отклик читателя, нелегко, ведь необходимо учесть очень многое.
-3

Отличие/различие

Отличие - это признак, присущий одному объекту и отличающий его от остальных

Различие – это разница, несходство между кем-либо или чем-либо.

Разница: Понять, где "отличие", а где "различие" можно по синтаксической конструкции и характерным предлогам:

Отличие [объекта 1] от [объекта 2], заключается в том, что...

Различие между [объектом 1] и [объектом 2], заключается в том, что...

Примеры использования:

  1. Здесь нам видится кардинальное отличие человека от животного.
  2. Но в повседневной речи мы не делаем чёткого различия между этими двумя словами.

Примечание: у глагола "различать" есть ещё одно значение: выделять объект из однородной массы. Например: в вечернем тумане мы смогли различить только очертания крепостных стен. В таких случаях замена глагола "различить" на "отличить" будет грубой ошибкой.

Враждебный/вражеский

Враждебный - тот, кто (что) полон неприязни, ненависти

Вражеский - тот, кто (что) относится к неприятелю, врагу, противнику

Разница: Когда мы говорим о враждебном, то имеем ввиду непосредственное проявление вражды. Когда мы говорим о вражеском, то имеем ввиду что-то, что относится к нашему врагу (не обязательное в данный момент этот объект проявляет вражду)

Примеры использования:

  1. Учитель бросает враждебный взгляд на моего единственного школьного друга.
  2. Вожди галлов смотрели на мерцающие в ночи огни костров вражеского лагеря и обсуждали план предстоящего сражения.

Дипломат/дипломант

Дипломат - должностное лицо, уполномоченное правительством для построения отношений с иностранными государствами

Дипломант - лицо, удостоенное диплома

Разница: Слово "дипломат" происходит от слова "дипломатия", а слово "дипломант" от слова "диплом". Поэтому эти схожие по звучанию слова имеют абсолютно разное значение

Примеры использования:

  1. На основе сообщений русских дипломатов можно сделать вывод, что торговля в монгольских ханствах в этот период развивалась довольно стихийно и фактически никак не регулировалась.
  2. В 2003 году книга стала дипломантом национальной премии в области развития общественных связей.
-4

Спасибо за прочтение статьи. Поддержите молодой канал лайком, а также не забудьте подписаться, если вы интересуетесь всем, что связано с ЕГЭ и поступлением в ВУЗ. А если у вас есть, что добавить или предложить - пишите ваши мысли в комментариях В будущем вас ждёт ещё больше контента)