Знаете, я очень тепло отношусь ко многим современным мультфильмам, в том числе российским. Мне кажется, что последние 10-20 лет стали настоящим Ренессансном для отечественной анимации. Прекрасны "Гора самоцветов", "Колыбельные мира", "Летающие звери", "Машинки". Уморителен "Поросёнок". Даже "Фиксики" меня больше радуют, чем нет.
И "Трёх котов" я искренне люблю. Хороший, добрый мультик, неплохо отрисованный, есть, над чем подумать. Но нет-нет - и проскользнет что-то такое, чему и название трудно подобрать.
На днях Бамбатик смотрел серию под названием "Критика". Напомню сюжет - котята помогают оформить платформу для папиного торта на парад сладостей. Котёнок Изюм создал эскиз, но другие котята в процессе оформления проявляют самостоятельность - Горчица вместо маленьких кексов рисует большие конфеты, Коржик вместо голубого цвета использует тёмно-синий и добавляет молнии, кто-то украшает платформу несанкционированными воздушными шарами и т.д. Изюм пытается им объяснить, что нужно действовать согласно эскизу, но котята на него обижаются, и он отступает. В итоге платформа становится похожа на чертечто и с боку бантик. Папа Кот опасается, что торта на такой обильно украшенной платформе будет не видно. Изюм - я, мол, им говорил, что так неправильно, но они обижались.
И вот тут наступает звёздный момент. Папа Кот заявляет:
- Котятки, не надо обижаться на критику.
И тут же даёт ей определение:
- Критика - это когда тебе говорят, что что-то не так. Но это не значит, что тебя хотят обидеть, просто тебе хотят помочь сделать лучше.
Тут, конечно, прекрасно всё - и попытка залезть в душу и поконтролировать чужие чувства ("не надо обижаться"), и упрощение на грани с откровенным обманом (критика далеко не всегда конструктивна и имеет своей целью улучшение чего-то, иногда это банальное проявление токсичности со стороны критикующего). Но котята мгновенно прозревают и всё переделывают "правильно" - а правильно, это по чужому эскизу, который не выносился на общее обсуждение, не был принят коллегиально и вообще непонятно откуда появился.
Такой вот креативный подход. Практически по Выготскому.
И я, на самом деле, прекрасно понимаю, что хотели сказать авторы - действительно, иногда нужно засунуть в пятую точку своё "я" и сделать по шаблону. Просто дьявол, как всегда, кроется в деталях.
А может, это просто моё больное место?.. И я как человек, живущий с внутренним Гитлером, постоянно критикующий своих детей и кусающий локти из-за этого, слишком акцентирую внимание на ерунде?..
Хотя и помимо критики есть куча тем, которые даже в хороших мультиках освещаются однобоко, плоско или, на мой взгляд, вообще в корне неверно. Например, видела серии с нарративами "девочкам надо уступать" и "взрослых всегда надо слушаться". Обе выбесили изрядно - я не считаю, что кому-то надо уступать только потому что у него/неё половые органы иначе устроены, и считаю очень опасным утверждение, что взрослых нужно слушаться в любой ситуации - иногда взрослые такую дичь творят, что надо, например, в полицию бежать, а не слушаться.
Но возвращаясь к теме выполнения заданий и критике. Буквально через пару дней после просмотра той самой серии "Трёх котов", Бамбатик глядел "Свинку Пеппу".
В одной из серий малыши в детском саду получили от мадам Газель домашнее задание - сделать замок из картона, коробок, упаковок из-под яиц. А можно приклеить блестки? - спрашивает кто-то. Можно, только немного, отвечает мадам Газель ,- они часто осыпаются. А можно я сделаю большой замок? - раздается очередной вопрос. Можно - если хочешь, отвечает воспитатель. После чего напутствует детей:
- Дайте волю своему воображению!
Дети возвращаются домой и рассказывают про задание родителям. Реакция мам и пап дорогого стоит - они устали, им неохота, они пытаются ненавязчиво отмазаться, но поняв, что для детей это важно, берут в руки ножницы, кисти и краски и помогают своим малявкам мастерить поделки. Причём всё это представлено не как великая родительская жертва, а с доброй иронией - когда мама овечки Сюзи звонит на работу и трагическим голосом сообщает, что завтра не выйдет, потому что "у нас тут домашнее задание", невозможно не улыбнуться.
В конце серии все дети приносят в детский сад свои замки (разумеется, в обилии блёсток - ведь чем больше блёсток, тем красивее, считают дети). И только маленький Педро приходит без поделки. Потому что они с папой сделали замок из камней - тот слишком тяжелый, его не поднять.
И какова реакция мадам Газель?.. Может, она отчитывает Педро за то, что он действовал не по инструкции? Может, она пеняет его папе, что тот не проконтролировал сына?..
Нет, мадам Газель в восторге. Это так прекрасно, когда дети могут дать волю своему воображению, говорит она. И все - и дети, и родители - радуются тому, что у детей это получилось.
Вот именно за это, как мне кажется, многие люди терпеть не могут "Свинку Пеппу". Их бесит то, что этот мультик показывает, какими они сами могли бы быть, если бы не превратились в коллективную маму Дяди Фёдора - которая так устала, что аж телевизор смотреть сил еле-еле хватает.
То ли дело "Три кота", где дети, предоставленные сами себе, оформляют платформу для папиного торта - а потом еще и выхватывают нотаций за то, что не смогли всё сделать по эскизу, посмели проявить креатив и обижаться на критику. И если потом они вырастут безвольными, безынициативными и ничем не заинтересованными - мы будем сильно удивляться, почему так произошло.
P.S. Если что - я вовсе не считаю "Свинку Пеппу" однозначно лучше "Трёх котов". И не склонна преувеличивать влияние мультфильмов в целом. Я вообще к ним сейчас отношусь гораздо лояльнее, чем раньше. Это с маленькими близнецами я кормила свою тревожность жёстко время просмотра контролировала - не больше 20 минут в день, 30, 40... А если они "перебирали" норму, мама себя ела поедом. Сейчас смешно и грустно вспоминать.
Бамбатик смотрит мультиков в несколько раз больше, чем старшие в его возрасте. И, ттт, прекрасно развивается малец.
Потому что дело не в количестве мультиков - а в том, что есть в жизни ребёнка помимо них. Находят ли мама и папа время эти самые мультики с ребёнком обсуждать, рефлексировать.
Качество контента, безусловно, тоже имеет значение, но даже если ребёнок случайно зависнет на какой-то ерунде - это не повод к нему и к себе докапываться. Лишь бы откровенного треша не смотрел: а так-то, даже от самых бесячих мультов большого вреда не будет - но только если ребёнок не видит им подтверждения в семье. Если вот эти постулаты про "не надо обижаться", "девочкам нужно уступать" и прочее не внедряются родителями и учителями, а становятся поводом для равноправных дискуссий между взрослыми и детьми.
Ведь именно в таких дискуссиях формируется критическое мышление - без которого невозможна конструктивная критика, действительно способная не обижать, а улучшать.
Я так думаю.
______________________
- Подписка на канал, лайки и репосты строго приветствуются.
- Чтобы не пропускать новые материалы, подписывайтесь на бесплатный канал в Телеграме.
- Чтобы читать посты в режиме реального времени, задавать вопросы и комментировать в атмосфере тепла и дружеской поддержки - на приватный Телеграм-канал.