Найти тему
PM3EdTech Institute

ЭКСПЕРТНОЕ СОВЕЩАНИЕ. ОТРАСЛИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК НУЖНА ПОДДЕРЖКА ПРАВИТЕЛЬСТВА.

С этим согласились все участники экспертного совещания «Грузовые воздушные перевозки. Взлёт или посадка. Вызовы и пути решения», которое состоялось на площадке АЦ.
В настоящее время объём грузовых перевозок авиационным транспортом существенно снизился. Это в первую очередь обусловлено существенными ограничениями международных полётов, а также недостаточным количеством легитимных грузовых судов. Негативное влияние на авиаперевозчиков оказывает значительная конкуренция с зарубежными перевозчиками, кратный рост затрат на авиационные двигатели и комплектующие.

Ведущий аналитик Управления транспорта и строительства АЦ Александра Седова отметила, что помимо вышеуказанной проблематики, отсутствие в плане производства Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли грузовых воздушных судов несёт в себе отсроченные риски утраты собственного рынка грузовых авиаперевозок.

Генеральный директор ООО АК «Авиастар-ТУ» Дмитрий Коваленко заявил, что сейчас у компании существует только два рынка – внутренний и Китай. Этим обусловлено снижение объёма грузоперевозок. Если в 2022 году компания перевезла 26000 тонн груза, то в 2023 году – только 14 000 тонн. Одна из причин – невозможность использовать самолёты Boeing 757 для полётов за рубеж. По мнению эксперта, необходимо как общее субсидирование, как это было в 2022 году, так и дополнительное – на ремонт и покупку двигателей, запчастей и комплектующих. То есть необходимо две субсидии.

По мнению вице-президента по грузовым перевозкам ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Ивана Шакирова, помочь отрасли грузовых авиаперевозок могли бы несколько шагов. Во-первых, возвращение транзитных потоков через аэропорты стран СНГ, но тут необходимо вмешательство Правительства. Во-вторых, необходимо введение контроля за повышением стоимости услуг обслуживающих компаний в аэропортах, которые сейчас регулярно увеличивают тарифы на обработку груза и почты, не уделяя внимания вопросу развития инфраструктуры и повышению качества услуг. В-третьих, предлагается рассмотреть изменение ставки НДС на услугу по перевозке груза и почты: 0% для перевозок минуя Москву и 10% при наличии в маршруте столицы России. Важным вопросом является необходимость повсеместного введения электронной накладной и общая автоматизация сопутствующих процессов для снижения расходов перевозчиков.

Директор АО «Авиакомпания «Геликс» Вадим Балдин обратил внимание участников совещания на актуальность кадрового вопроса. Для самолётов Ил-76, которые использует авиакомпания, помимо КВС и второго плота, необходимы штурман и бортинженер. Но этих специалистов не готовит гражданский вуз. В связи с чем возникает постоянный дефицит кадров. Средний возраст экипажа сейчас составляет порядка 50 лет. Усложняет ситуацию и то, что в России существует только один гражданский тренажёр на Ил-76, который находится в Ульяновске. Поэтому для выполнения квалификационных проверок членов лётных экипажей авиакомпании вынуждены осуществлять холостые полёты, что в конечном итоге сказывается на суммарной стоимости перевозки груза.

Врио директора по производству ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» Игорь Захаров акцентировал внимание на неравнозначном отношении властей к регулированию грузового трафика. Если, например, Китай вводит новые правила и ограничения для иностранных перевозчиков, то Россия таких ответных шагов для китайских авиакомпаний не предпринимает.

По мнению эксперта, существует и ещё одна значимая проблема – это стоимость и сроки поддержания лётной годности воздушных судов. В текущих условиях отмечается кратный рост на 70-100% по стоимости и до 2 лет по срокам поставки/ремонта. Зачастую это объясняется высокой загруженностью предприятий-изготовителей госзаказами и дефицитом комплектующих на их складах.

Для улучшения ситуации предлагается рассмотреть меры государственного содействия (облегчения и ускорения процедур сертификации) организациям, занимающихся техническим обслуживанием, в получении необходимых сертификатов и документации для среднего/модульного ремонта различной авиационной техники в кооперации и под контролем разработчиков. Это будет способствовать разгрузке производственных мощностей основных предприятий авиационной отрасли, сокращению сроков ремонта и уменьшению стоимости, а значит – повышению конкурентоспособности российских авиакомпаний.

Руководитель Дирекции управления транспорта АО «Почта России» Георгий Баутин высказал предложение, с которым были согласны все участники совещания, о необходимости создания обменного фонда запчастей и комплектующих под эгидой государства на коммерческих условиях аренды для участников отрасли грузоперевозок.

Об Институте ПМ3 ЕдТех. Чему и как вы можете научиться.