Найти в Дзене
Психоанализ КИНО

Символизм фильма Алексея Учителя «Матильда».

«Матильда», фильм 2017 года не просто мелодрама о романе будущего императора с известной балериной Матильдой, а довольно интересное метафорическое кино. Если вспомнить что за режиссер снял этот фильм и его характерные работы с философским подтекстом: «Космос, как предчувствие», «Край», «Рок», станет понятно, что Алексей Учитель в принципе не способен на банальности, в силу своего духа противоречия и потребности ставить свой взгляд в пику массовым трендам, особенно устаревшим. Поэтому будем искать философские смыслы и метафоры в его фильме, который кинокритик Антон Долин назвал нашей версией «Золушки».

Кино, как вид искусства, по сути своей, всегда метафора. «Матильда» - кино, где под историческим и романтическим сюжетом скрыт символизм образов и отношений, как в мифе, который повторяется в истории бесконечно, и в прошлом, и будущем, как миф об Эдипе, присутствует в символическом значении в психическом каждого невротически организованного субъекта.

Если в психоанализе симптом или сновидение подобны метафоре, а метафора поддается считыванию, пишет Фрейд, то кино о тайне Романовых, мы можем точно так же прочесть, как метафору.

-2

Фильм «Матильда» погружает в особое состояние сознания, полного символических образов, похожее на психическую реальность субъекта, где выпуклы одни странные детали, и становятся незначительны другие. Повествование, хоть и линейно, но уделяет внимание одним сценам, игнорируя и проглатывая другие. Сюжет разворачивается вокруг битвы за сердце балерины в психической реальности Николая II, где на фоне влюбленности смерть проходит незамеченной.

Казалось бы, это история о классическом выборе между сердцем и долгом. Но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд, так как выбор оказывается всего лишь иллюзией, а судьба государя уже будто дышит в спину дурными предзнаменованиями: на коронации давка на Ходынском поле и император, падающий в обморок, кровь на лбу будущей императрицы от примерки короны и тд.

Проблема крови один из символов, присутствующий на протяжении всего фильма. Это символ будущей жертвы и искупления за грехи царей перед народом. «Не та кровь» простолюдинки, и «та кровь» будущей императрицы…В итоге, как мы знаем из истории, кровь императрицы оказывается носителем опасной генетической мутации.

Образ русского медведя угадывается в немногословной роли поручика Воронцова (Данила Козловский), впадающего в разрушающую ярость, покушающегося на царя - предвестник грядущей революции, когда из под контроля выйдет желание все крушить на своем пути. Образ «Медведя», как символ дикой силы, пугает Алекс (Луиза Вольфрам), точно так же с испугом она смотрит на народ, идущий пешком на коронацию в Москву. Она полагает, что принесла большую жертву, приняв православие, но до конца она не может полюбить и понять русскую душу со свойственной ей простотой, детским упрямством и животной дикостью, то, что как раз присуще Матильде. Естественно, в фантазии сценариста. Поэтому Матильда символизирует не только сердце государя, но душу русского народа, за которую развернется будущее противостояние сил революции и царской государственной власти.

-3

Грядет битва. Но готов ли к ней царь? Достаточно ли у него воли и хватит ли мужественности, чтобы отстоять свою любовь и страну? Его отец, Александр III, называет его мальчиком, и мы видим, что он находится под сильным влиянием матери.

Сцена, где чрезмерно заботливая мать и будущая жена спорят, что лучше ему на голову натянуть корону или шапку Мономаха, демонстрирует его зависимость от них. В последней сцене мы видим, что жена, со своей любовью к молитвам, завладевает волей государя, делая отныне их жизнь стерильной и очищенной от чувственного опыта, подчиненной религиозным ритуалам.

автор: Ксения Фирулёва