Женское образование в Осетии началось с двух учреждений: Ольгинской женской школы и Ольгинской женской гимназии – многие до сих пор объединяют истории этих школ и не различают их. На самом деле ничего удивительного в этом нет: оба учреждения были основаны в одно время, оба находились под покровительством княгини Ольги Федоровны Романовой (именно поэтому они и назывались Ольгинскими), оба перестали существовать после революции. Однако в остальном судьбы этих учебных заведений трагически расходятся.
Разбираемся вместе в чем отличие.
*** Прежде чем начать статью мы предлагаем читателю узнать курс современного рубля к царскому. Если рассчитать его в соответствие с курсом золота, средних зарплат и стоимости продуктов питания, то 1 царский рубль можно оценить примерно в 1100 современных.
Ольгинская женская гимназия: престижная школа для дочек дворян и чиновников
Самая престижная женская школа Владикавказа выросла из маленькой бесплатной школы, которую организовал кружок благотворительниц. Во второй половине XIX века женское благотворительное движение было широко распространенно по всей России. В основном такие благотворительные кружки организовывали супруги военных, которых отправляли на службу в разные регионы России. Не был исключением и Кавказский регион.
Во Владикавказе таким кружком руководила супруга батарейного командира Веревкина (к сожалению, ее имя не сохранилось в истории). В 1861 году она устраивала показы любительских спектаклей, а на вырученную сумму арендовала помещение, покупала учебные пособия и нанимала учительницу, которая занималась с девочками рукоделием.
В 1862 году Наместником русского императора на Кавказе стал младший сын Николая I – Михаил Николаевич. Вместе с ним в Тифлис переехала и его жена, княгиня Ольга Федоровна, которая также занялась благотворительностью. В поле ее внимания попало именно женское образование, которое она начала активно поддерживать.
Одним из заведений, попавшим под покровительство Ольги Федоровны стала и школа госпожи Веревкиной. В 1865 году княгиня постановила каждый год выделять на нужды школы 150 рублей из собственных средств и еще 150 – из капитала своего мужа. После этого на школу обратило внимание руководство города и так же стало выделять средства на ее содержание: 2000 рублей единовременно и 1000 рублей ежегодно. Тогда же школа стала именоваться «Ольгинской».
Школа, училище, гимназия
С тех пор пожертвования от различных организаций и частных лиц стали поступать регулярно. Например, один из самых крупных взносов в первые годы школы сделал генерал Михаил Чертков, герой Крымской войны и атаман Донского казачьего войска. В 1866 году он пожертвовал образованию на Кавказе 11 000 рублей, которые полностью перешли в бюджет Ольгинской школы.
В 1867 году школа получила статус государственной и была преобразована в училище 2-го разряда. Это значит, что полный курс обучения учениц здесь занимал три года. Они изучали основы Божьего слова, грамоту и арифметику, дополнительно девочек учили рукоделию и гигиене. В 1869 году для училища выкупили участок земли в самом центре города – на улице Марьиной (нынешней ул. Маркуса) и построили временное здание. В 1874 году училище переросло в гимназию, а еще через год, в 1875 основное здание было достроено.
Гимназиями в XIX веке называли учебные заведения среднего образования. Поступить во многие гимназии можно было только по конкурсу после окончания училища или после домашнего обучения, на котором в основном обучались дети состоятельных родителей. После окончания гимназии, успешно сдав экзамены, можно было сразу поступать на службу – девочки в основном становились учительницами.
В Ольгинской женской гимназии обучение продолжалось 8 лет. Основными предметами, которые проходили ученицы, были Закон Божий, педагогика и дидактика. При этом, несмотря на то, что в Осетии конца XIX века был принят активный курс на православие, а образование в области в том числе было под покровительством «Общества восстановления христианства на Кавказе», Закон Божий в Ольгинской гимназии преподавали не только православные священники, но и армяно-григорианские, римско-католические и лютеранские. Помимо этого, в гимназии были специальные предметы, например, математика, история или география, а также частные методики и практически занятия: гигиена, танцы, пение и рукоделие.
С начала 1890х годов гимназия стала самым престижным учебным заведением в области. К этому времени в ней было 8 основных классов, где ученицы проходили полный курс обучения. Кроме того, было открыто и 6 параллельных классов – в них собирали группу детей одного возраста и преподавали им только один предмет.
В гимназию поступали дочки городских чиновников, дворян и военных. Поэтому большинство учениц были русскими: в 1913 году из 788 учениц их было 573. Представительниц горских народов было всего 32, грузинок - 24, евреек - 24, татарок - 20 и других – 54. Плата за обучение тоже была достаточно высокая – около 100 рублей в год. Однако и некоторые талантливые дети из малообеспеченных семей могли поступить в гимназию по конкурсу и обучаться бесплатно или даже получать стипендию, которую выделяли как частные лица, так и различные общества. Так, например, гимназию закончила Роза Кочисова, первая женщина-писательница, которая в 1905 году организовала первый в Осетии женский театральный кружок.
На протяжении всей истории Ольгинской гимназии ее престиж и популярность только возрастал. К 1917 году в гимназии обучалось более тысячи учениц, а на территории была отстроена собственная гимназическая церковь. Преподавали в гимназии лучшие учителя со всей России – все они были состоятельными и хорошо обеспеченными людьми, в основном дворянами, получившими хорошее образование или священниками, занимавшими достаточно высокие посты в епархии. Вероятно, именно поэтому после революции школа была закрыта новой властью, а здание Ольгинской гимназии отдали под педагогический институт. Сейчас в нем размещается физико-математический факультет СОГУ.
Ольгинская женская школа-приют: бесплатное образование для девочек из бедных семей
Еще одну женскую школу в Владикавказе в 1862 году основал Аксо Колиев – священник и просветитель, один из пионеров развития женского образования на Кавказе. Просвещать не только мужчин, но и женщин Аксо Колиев считал важнейшей задачей: «Образованная мать – это образованные дети, а образованные дети – это образованное общество».
Именно поэтому он так ратовал за обучение девочек. Школу Аксо Колиев открыл в собственном доме на улице Тарской (нынешней ул. Цаголова), на свои собственные средства: их хватало на 16-18 учениц. Обучал их он тоже самостоятельно – основной упор делал на преподавание Закона Божьего на осетинском языке. Так, по его мнению, девочки после обучения смогли бы распространять учение среди детей, не знающих русский язык.
Про учебное заведение стали узнавать среди осетинского населения и на обучение к Аксо Колиеву приходило все больше учениц. Так желающих пройти обучение стало достаточно много (около 25 человек) и содержать их собственными силами Аксо уже не мог. Тогда он решил обратиться за помощью к архимандриту православной владикавказской епархии Иосифу. Архимандрит смог привлечь к школе внимание княгини Ольги Федоровны и «Общества восстановления христианства на Кавказе», благодаря которым у школы появилось финансирование – 300 рублей ежегодно. На эти деньги Аксо нанял двух учителей: для обучения родному языку и рукоделию. Все остальные затраты на содержание школы он продолжил покрывать самостоятельно.
Аксо Колиев не был дворянином. Даже у такого уважаемого в Осетии человека, но бедного происхождения, к сожалению, не было достаточно денег, чтобы обеспечить ученицам высокий уровень образования. Однако девочки все же получали необходимый минимум – подготовительное образование с которым можно было продолжать обучение в училищах. К тому же, из-за неподходящих условий в здании школы, девочки большую часть проводили в собственных домах, тем самым упуская возможности получить эстетическое воспитание и больше языковой практики. Но поскольку Аксо Колиев был талантливым педагогом, которого любили его ученицы, слава о его школе распространялась по всей Осетии, и количество учениц не уменьшалось.
В 1866 году Аксо Колиев внезапно умер от воспаления легких. Шефство над школой полностью перешло «Обществу восстановления христианства на Кавказе». «Общество» выделило для школы достаточно хорошее помещение с двумя классами и пансионом, в котором могли постоянно проживать 24 ученицы. Увеличилось и финансирование: вместо 300 рублей стали выделять 8000 ежегодно. Так, школу преобразовали в трёхклассное училище – один год обучения был подготовительным и два года девочки обучались грамоте, счету и Закону Божьему. Так как княгиня Ольга Федоровна все еще продолжала поддерживать образование девочек на Кавказе, училище тоже назвали «Ольгинским» в ее честь.
Обучение в училище перестало быть бесплатным, хоть сумма не была достаточно высокой – малообеспеченные семьи могли собрать деньги на обучение хотя бы одного своего ребенка, чтобы тот смог вернуться и обучить своих братьев и сестер. Кроме того, закончив это училище, ученицы могли поступить в гимназию по конкурсу, если были достаточно талантливыми. Более распространённым же вариант для девочек – выйти замуж за осетин-выпускников Александровской учительской школе и вместе с супругом переехать в горные селения или в Закавказье, чтобы обучать детей там. Нередко случалось так, что мужчина обучал мальчиков, а его супруга – девочек.
Таким образом, училище достаточно успешно существовало до 1987 года, после чего в ее истории началась черная полоса.
Перенос и угроза закрытия
В 1887 году императором в России был Александр III. В этот период политическая и социальная обстановка в мире становилась все более острой: в мире активно распространялись социалистические течения, в Англии и Франции уже прошли революции, на императоров и чиновников в России совершались покушения радикально настроенными политическими партиями. Политика Александра III закономерно становилась все более консервативной. В истории этот период его правления назвали «контрреформами» – все новые законы и постановления отменяли предыдущие либеральные политические решения и самого Александра III и его предшественника Александра II. Главной целью политики стало сохранение монархии в империи.
Одним из направлений реформ стала активная политика русифицирования национальных окраин, в том числе и на Кавказе. Большинство административных должностей стали занимать русские, делопроизводство также перешло на русский язык.
Еще одним шагом Александра III стала политика по сокращению «студентов-гуманитариев». Считалось, что эти студенты, в особенности, происходившие из малообеспеченных семей, становятся социалистами – так как изучают европейское право и философию, и выступают против классового общества, в котором ущемляются права людей общего с ними происхождения. Чтобы сократить число таких студентов в 1887 году вышел циркуляр «О сокращении гимназического образования», который в народе прозвали «циркуляром о кухаркиных детях». В нем говорилось, что при приеме детей в учебные заведения следует учитывать возможности их родителей и опекунов, а «детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Большая часть учениц Ольгинского женского училища были девочки-осетинки из малообеспеченных семей. Кроме того, при учреждении школы Аксо Колиев делал упор именно на обучение родному языку, а не только русскому. Вероятно, именно по этим причинам в 1887 году школу решили перенести из самого центра города на его окраину, в дом Сорокина на угол улиц Московской (ныне Кирова) и Сергиевской (Томаева). Такое решение должно было снизить количество учениц-осетинок – «Общество восстановления христианства на Кавказе» надеялось, что родители запретят девочкам проделывать такую длинную дорогу в школу каждый день. Число девочек-осетинок действительно уменьшилось, но не так сильно, как того хотело «Общество». Если в 1885 году из 81 школьниц было 43 осетинки, то в 1888 их стало 36 из 89 – училище все еще пользовалось любовью и уважением в Осетии.
Поэтому в 1990 году вышло постановление Тифлисской комиссии совета «Общества» о закрытии школы и переводе ее в Закавказье. Причины закрытия опубликовали в газете «Духовный Вестник»: главным образом, их было две. Во-первых, негативное влияние девочек из малообеспеченных семей на других учениц: «Почти все [ученицы] горожанки были девочки из низшего сословия, которые своими грубыми нравами и дурными привычками вносили в нее нежелательное совсем влияние и деморализацию».
Во-вторых, перенести школу из города в Закавказье было решено, потому что, обучаясь в городе, ученицы привыкали к городской жизни и не хотели возвращаться в «прежнюю сельскую среду свою»: «В состоянии ли будут воспитанницы школы, пробывшие несколько лет в весьма хорошей обстановке, впоследствии переносить тяжелую трудовую, полную всевозможных лишений, жизнь именно в тех глухих ущельях гор, где всего необходимее влияние просвещенной женщины».
Постановление это вышло в январе, в середине учебного года. Это подняло волну негодования среди осетинской интеллигенции, ведь в училище помимо 67 учениц, приходивших на уроки из своих домов, было 17 девочек, которые постоянно проживали в пансионе. После закрытия, они бы остались на улице, а большинство учениц потеряли бы достаточно существенную для их семей сумму, уже оплаченную за обучение. Именно поэтому в городе вспыхнули протесты, которые возглавил Коста Хетагуров.
Народная поддержка
На защиту школы встала вся осетинская интеллигенция. Помимо Коста Хетагурова против закрытия школы выступали педагоги Харитон Уруймагов, Савва Кокиев, общественные деятели, Георгий Цаголов, , священники Андрей Гатуев и Александр Цаликов и многие другие. Вопрос закрытия училища поднимались на сельских сходах, писались прошения в царскую канцелярию, и лично на имя князя Михаила Николаевича и княгини Ольги Федоровны.
В газете «Северный Кавказ» Коста Хетагуров публикует очерк, в котором протестует против причин закрытия училища, и называет все обвинения «Общества» против учениц клеветой. Прежде всего Коста заступается за учениц-осетинок, которых «Общество» обвиняет в деморализации одноклассниц. В статье он приводит отчеты училища за разные годы, которые характеризуют деятельность школы как «успешную» и «образцовую»: «Отчет 1889 года говорит, что школа эта в отношении внешнего благоустройства может быть названа безукоризненной, и признает успехи учениц по всем предметам удовлетворительными».
Кроме того, по словам Коста, в 1888 году школу лично посетил князь Михаил Николаевич, у которого от посещения осталось «весьма благоприятное впечатление».
Еще более яро Коста опровергал и тот факт, что выпускницы школы остаются в городах: «Ни одна осетинка, получившая образование в Ольгинской школе, не бросала своих родных ради городской жизни. Если кто из них и живет в городе, то только с служащим или постоянно живущим в городе мужем или отцом».
По его словам, девочки из отдаленных уголков Осетии успешно поступали в школу и возвращались обратно, чтобы стать учительницами. Коста упоминает выпускницу Колиеву-Цогоеву, которая после обучения открыла в селе Луар свою частную школу, и выпускниц Амбалову и Абациеву, которые «успешно занимались частными уроками в селении Ардон».
В конце концов, Коста упрекает «Общество» в подтасовке фактов: в своей статье они написали, что из всех выпускниц учительницами на них работает всего пять.
«Все это положительно ни на чем не основанная клевета. Во-первых, специальною целью школы никогда не было желание подготовлять приходских учительниц для «Общества», а во-вторых, число женских приходских училищ в Осетии было всегда так незначительно (от 2 до 7), что все 69 учениц, окончившие курс Ольгинской школы, при всем своем желании не могли быть учительницами. […] Зачем автору «поводов» понравилась цифра «пять», когда в 1878 году уже «6 сельских женских школ Осетии велись добросовестно бывшими воспитанницами Владикавказской школы; 6 учениц этой школы вышли замуж за учителей Северной Осетии и оказывали им значительную помощь в деле просвещения народа» (отчет 1885 г., стр. 61). Опыт показал, скажем мы с своей стороны, что воспитанниц школы, служивших «Обществу» в качестве учительниц, было 21, следовательно, «более пяти» на целых 16, а 22-я служила в ведомстве министерства народного просвещения».
В итоге, общими протестами училище удалось отстоять, хоть и не так успешно, как хотелось бы. «Общество» достаточно серьезно сократило финансирование: ежегодно вместо 8000 рублей выделяли всего по 5700. Из-за недостатка денег здание школы достаточно скоро пришло в упадок – в нем было холодно и сыро, из-за чего прием новых учениц происходил один раз в два года. Кроме того, пострадали и многие защитники училища: Коста Хетагурова выслали из Терской области, священника Цаголова отправили в Пятигорск, а Савву Кокиева лишили места учителя реального училища.
Школу продолжали пытаться спасти народными силами. В 1901 году Коста выражал надежду, что школе выдадут здание Ардонской духовной семинарии. В 1903 осетинская интеллигенция организовала сбор денег на постройку нового здания – по 2 рубля с дома. Но, к сожалению, и этим планам не суждено было сбыться.
На данный момент здание школы на улице Цаголова пустует. Но в декабре 2023 года появился план открытия Северо-Кавказский филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина. Местом для музея выбрали именно это здание – его планируют отреставрировать за счет средств московского филиала.
Заключение
В 1926 году, уже при советской власти, была опубликована статистика грамотности на Северном Кавказе.
Осетины – мужчины 35%, женщины 12,27%;
Кабардинцы – мужчины 35%, женщины 1,53%;
Черкесы – мужчины 21,61%, женщины 5,06%;
Карачаевцы – мужчины 14,06%, женщины 3,05%;
Балкарцы – мужчины 6,87%, женщины 2,5%;
Ингуши – мужчины 14,22%, женщины 1,35%;
Чеченцы – мужчины 4,65%, женщины 0,15%.
Эти цифры наглядно показывают, что как бы ни сложились судьбы Ольгинской гимназии, и Ольгинского училища, эти заведения внесли огромный вклад в женское образование в Осетии.
Литература:
Аксо Колиев / сост. Л.А. Чибиров, 1999 год
По улицам Владикавказа / Ф.С. Киреев, 2007 год
Коста. Публицистика / 1949 год
Материалы сайта oldvladikavkaz