На днях фильм "Анатомия падения" (2023) получил Оскар в категории Лучший оригинальный сценарий. До этого он собрал еще несколько наград - Золотую пальмовую ветвь в Каннах, французский Сезар и премию Британской академии. Ну как не посмотреть?
Муж известной писательницы выпал из окна их горного шале, и теперь следствию необходимо выяснить, что это было: трагическая случайность, добровольный уход из жизни или убийство. Кроме жены, утверждающей, что она спала (хотя всё это время в доме громко играла музыка), никого поблизости не было, а слабовидящий сын пары в это время гулял с собакой.
Далее идет судебное разбирательство, открывающее все новые и новые нюансы взаимоотношений супругов. Героине необходимо доказать, что она невиновна, а обвинитель уверен в обратном. Адвокатом писательницы становится друг юности. А еще есть сын, которого разрывают сомнения, ведь он если не видел, то слышал многое.
Фильм идет 2,5 часа, и я посмотрела его легко, почти не отрываясь. Интересно было всмотреться в эту тихую драму, пронаблюдать за поведением героини в исполнении актрисы Сандры Хюллер - некрасивой, но держащей внимание на себе не хуже Оливии Колман или, например, Шарлотты Генсбур. Есть такие женщины, которые и разражают, и притягивают одновременно. Ее героиня такая же двойственная, так что не знаешь, как к ней относиться и в какую сторону перевесят собственные весы.
До просмотра и после я прочитала отзывы - и была очень удивлена! Часто, даже от любителей фестивального кино, звучала фраза в духе "скучно и затянуто". И только рецензия Юлии "Кино и книги круглый год" сподвигла меня хотя бы попробовать. А после я поразилась тому, как посмотревшие фильм по-разному трактуют увиденное. И это просто отдельная тема для исследования!
Насчет скучно и затянуто - тут, возможно, сыграло роль несовпадение ожидания и реальности. Ожидали детектив и даже триллер, а тут всё так неспешно и без ярких поворотов сюжета.
А что до трактовки происходящего, то поразительно, насколько она отличается в зависимости от восприятия героини (актрисы) и внутренних установок конкретного зрителя. Кому-то писательница кажется абьюзером, а ее муж - жертвой, кому-то - в точности наоборот. Для одних она хладнокровная убийца, если не в прямом, то в переносном смысле, для других - сильная женщина, долгие годы старающаяся "не выносить сор из избы". Даже показания сына на суде все трактуют по-разному. Для одних его воспоминания проясняют картину, для других всё это - выдумка ради оправдания матери. Причем, каждый настолько убедительно доказывает свою версию, что начинает казаться, что я что-то пропустила, какую-то важную сцену. Но нет, я смотрела всё то же самое, но со своей оптикой.
Даже последняя сцена с собакой - двусмысленна: о чем думает героиня, можно только догадываться. Но, признаюсь, я все равно на ее стороне - мои личные весы перевесили.
И это просто замечательно и даже завораживающе, когда кино о домыслах порождает такую же двусмысленную, по-разному дорисованную картину по обе стороны экрана! Так что - к просмотру рекомендую.
Еще статьи о фильмах, получивших Оскар 2024. Собравший их целый букет "Оппенгеймер":
И собравший самую большую кассу в мире + Оскар за саундтрек "Барби" :