Найти в Дзене
История 2.021 ☑️

Как Тегеранская конференция проверила единство «Большой тройки» союзников

Оглавление

У них были дуэльные планы – и всего четыре дня, чтобы их решить.

Corbis / Getty Images
Corbis / Getty Images

В течение четырех дней в ноябре-декабре 1943 года, когда бушевала Вторая мировая война, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин тайно встречались в иранской столице Тегеране. Тегеранская конференция с кодовым названием «Эврика» была первым случаем, когда все три лидера союзников встретились лицом к лицу. Черчилль, возможно, лишь слегка преувеличил, сказав, что встреча «вероятно, представляет собой величайшую концентрацию мирской власти, когда-либо виденную в истории человечества».

Все стороны возлагали на эту конференцию большие надежды. Ее целью было не только согласовать стратегию сокрушения нацистской Германии и имперской Японии, но и решить, как должен выглядеть послевоенный мир – при условии, конечно, что союзники действительно победят. Было очень много неизвестных, чтобы решить их за короткое время вместе, особенно учитывая, что ни один из трех лидеров полностью не доверял двум другим. Но они все знали, что поставлено на карту. Неспособность преодолеть их разногласия могла бы легко продлить войну или, что еще хуже, привести Гитлера и императора Хирохито к победе.

Встреча с высокими ставками, которая могла не состояться

Даже организация конференции была испытанием воли. Рузвельт безуспешно пытался встретиться со Сталиным в течение нескольких лет, но Сталин, который, опасался покушения и боялся летать, всегда отказывался. Когда Сталин наконец согласился, он настоял на том, чтобы встреча состоялась в Тегеране. Несмотря на все это, встреча все же состоялась.

Дуэльные повестки – и всего четыре дня на их решение

Рузвельт, Черчилль и Сталин прибыли в Тегеран со своими собственными планами. Хотя они были едины в своем желании победить Германию, они резко расходились в том, как это сделать. По иронии судьбы именно Рузвельт и Черчилль – часто изображаемые как лучшие друзья – были наиболее далеки друг от друга.

Чего хотел Рузвельт

Франклин Рузвельт и генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр в президентском самолете по пути на Тегеранскую конференцию. George Rinhart / Corbis / Getty Images
Франклин Рузвельт и генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр в президентском самолете по пути на Тегеранскую конференцию. George Rinhart / Corbis / Getty Images

Главным пунктом программы Рузвельта было укрепление планов операции «Оверлорд» – вторжения через Ла-Манш из Англии в Северную Францию, более известную сегодня как "День Д". На конференции в мае 1943 года в Вашингтоне, США и Великобритания договорились о предварительной дате вторжения – 1 мая 1944 года. Но ко времени Тегеранской конференции появились признаки того, что, как считал Черчилль, ее следует отложить, возможно, до 1945 года.

Высшие военные советники Рузвельта давно настаивали на «Оверлорде» и знали, что Сталин, которого на протяжении нескольких лет уверяли в неизбежности вторжения, теряет терпение. Самое зловещее, по словам биографа Найджела Гамильтона в книге «Война и мир: последняя Одиссея Рузвельта», уже ходили слухи о возможных мирных переговорах между нацистской Германией и СССР в августе и сентябре, оставляя открытой возможность того, что Сталин может просто отказаться от союзников и заключить отдельную сделку.

Рузвельт не только хотел, чтобы Сталин продолжил курс против Гитлера, но и расширил советские операции в Тихом океане и присоединился к войне против Японии. Советский Союз откладывал объявление войны Японии, но в конце концов это произойдет в 1945 году.

Рузвельт также думал о поражении Германии и Японии. Он хотел, чтобы и Черчилль, и Сталин согласились с его видением совершенно другого послевоенного мира, когда «Большая тройка плюс Китай» выступают в роли «четырех полицейских», уполномоченных поддерживать мир. Он привез с собой планы Организации Объединенных Наций, организации, которую он назвал, и, по словам журналиста, которая брала у него интервью незадолго до смерти, «рассматривал как бы своей карьеры».

Чего хотел Черчилль

Уинстон Черчилль с Рузвельтом и Сталиным на званом обеде в британском посольстве в Тегеране по случаю 69-летия Черчилля, 30 ноября 1943 года. Lt. Lotzof / Имперские Военные Музеи / Getty Images
Уинстон Черчилль с Рузвельтом и Сталиным на званом обеде в британском посольстве в Тегеране по случаю 69-летия Черчилля, 30 ноября 1943 года. Lt. Lotzof / Имперские Военные Музеи / Getty Images

Черчилль испытывал значительно меньше восторгов по поводу операции «Оверлорд», по крайней мере в то время, на котором настаивал Рузвельт (и с которым британцы согласились в мае прошлого года). Он также утверждал, что отвлечение ресурсов от средиземноморского театра было бы преждевременным; в то время как Италия официально капитулировала, Рим оставался в руках немцев. Но с тех пор причины его очевидной перемены настроения стали предметом исторических дебатов.

В пятом томе своих военных мемуаров, опубликованных в 1951 году, Черчилль попытался защитить себя от обвинений в том, что он пытался убить операцию «Оверлорд», которая, по его словам, «стала легендой в Америке.» Он назвал обвинения «чепухой» и отверг тех, кто не согласился с его средиземноморской стратегией, как «простаков».

Возможно, никогда не будет известно, почему Черчилль выступал против «Дня Д», но существует множество теорий. Был ли он обеспокоен чрезмерными потерями британцев? Неужели он думал, что вторжение потерпит неудачу и даст Гитлеру стратегическое преимущество? Пытался ли он гарантировать, что Британская империя в целом переживет войну в целости и сохранности? Средиземноморский регион был стратегически важен для этой цели, в то время как Северная Франция не имела большого значения.

Чего хотел Сталин

Сталин и Рузвельт совещаются в советском посольстве во время Тегеранской конференции в декабре 1943 года. Underwood Archives/Getty Images
Сталин и Рузвельт совещаются в советском посольстве во время Тегеранской конференции в декабре 1943 года. Underwood Archives/Getty Images

Сталин мог пойти на всё, чтобы добиться желаемого на Тегеранской конференции. Но в конечном счете ему и не пришлось этого делать, поскольку его программа и программа Рузвельта в значительной степени совпадали. Это не помешало ему прослушивать комнаты Рузвельта в российском посольстве, где остановились американцы. Американцы, однако, вычислили, что комнаты прослушиваются, и решили поиграть со скрытыми микрофонами.

Больше всего Сталин хотел, чтобы его союзники открыли давно обещанный Второй фронт во Франции, заставив Гитлера разделить свои войска и сражаться на два фронта. Он также хотел установить точную дату и согласился на 1 мая. Он встал на сторону Рузвельта против Черчилля. И, как часть сделки, он согласился начать наступление на Восточном фронте одновременно с Днем Д, чтобы Гитлер не мог отвлечь войска, чтобы отразить вторжение.

Черчилль сделал несколько попыток склонить Сталина на свою сторону, но Вождь остался непоколебим. К концу конференции стало ясно, что США и СССР, у которых было гораздо больше войск, чем у англичан, отныне будут иметь большее влияние в ходе войны.

Кто же в итоге победил?

В то время как некоторые критики Рузвельта утверждали, что лукавый Сталин играл на президенте как на балалайке (критика также продлилась после Ялтинской конференции в 1945 году), Рузвельт вернулся домой практически со всем, чего он хотел, хотя он не дожил до того дня, когда всё это реализовалось. Сталин также преуспел, включая соглашение о расширении границ СССР на бывшую польскую территорию, которую он рассматривал как способ создания буфера между своей страной и Германией.

Черчилль потерпел неудачу в своей основной миссии – отложить «День Д», но, похоже, сделал все возможное. Важно отметить, что ради единства союзников он не выводил британские войска из запланированного вторжения и не реализовал свою угрозу уйти в отставку с поста премьер-министра, если не добьется своего. И когда наступление, отложенное из-за погоды, наконец, началось 6 июня 1944 года он поддержал его своим обычным красноречием.

Через несколько дней после окончания конференции три лидера выступили с заявлением, в котором не было никаких намеков на разногласия. «Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью, – говорилось в заявлении. – Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели».

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты положительно оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!