В конце февраля Владимир Путин предложил разрешить пересдачу ЕГЭ в школах. Родители и педагоги увидел в инициативе «предвыборный бонус», снятие тревожности и сокрытие низкого уровня знаний детей.
Сферу образования постоянно штормит от реформ. Только за последние два года в школах начался массовый переход на цифровые платформы, появились обновленные уроки труда, новые учебники, «разговоры о важном»; в вузах с сентября 2025 года заработает новая система, с этого года стартовал курс гражданственности и новый формат преподавания истории, и много чего еще – всего не упомнить. И вот очередная инициатива. В февральском послании Федеральному собранию президент страны Владимир Путин озвучил идею изменить ЕГЭ и разрешить выпускникам пересдачу экзамена по одному из предметов до окончания приемной кампании в вузы. «Предлагаю дать выпускникам второй шанс», — заявил президент. И Рособрнадзор уверил, что изменения будут внесены в кратчайшие сроки.
При этом президент отметил, что сам экзамен «по-прежнему вызывает общественную дискуссию». Действительно, прошло более 10 лет с момента введения ЕГЭ, а реальной оценки качества подобной формы экзамена до сих пор нет. Беда еще в том, что упомянутые дискуссии остаются в кулуарах, на уровне министерства просвещения России их никто не слушает. Потому, наверное, очередная инициатива среди родителей ничего, кроме недоумения, не вызывала, многим она кажется игрой без каких-либо смыслов.
«Предвыборная агитация! Ничего не поменяется», «Идут на послабления, лишь бы не отменять?», «Особо ничего не изменилось, то же самое непотребство предлагают пересдавать, смысл? Вот если бы сказал, проводить школам традиционный экзамен без третьих лиц и без сбора персональных данных, можно было бы обсуждать», «ЕГЭ вообще не нужен. Не то что сто раз сдавать-пересдавать», – комментируют родители в чатах.
«Такие вопросы нужно обсуждать публично»
В министерстве образования и науки Татарстана ответили, что разработкой схемы поправок в экзамен занимается Рособрнадзор и к ним пока никаких регламентирующих документов не поступало. Однако в ближайшее время ведомством запланирован брифинг по особенностям сдачи ГИА-2024 – ОГЭ и ЕГЭ, возможно, к этому времени из Москвы подоспеют документы с механизмом реализации данного новшества, которое хотят внедрить в этом году.
- Пока вообще ничего не понятно. Взять процедуру поступления в вуз: она сейчас тоже не очень четкая. Как бывает: ты подаешь документы и видишь, сколько перед тобой человек, кто сдал оригиналы документов, кто нет, и все до последнего момента дергаются, куда перекинуть оригинал. А теперь, получается, в какой-то момент могут начать появляться новые баллы ЕГЭ от пересдачи и вся очередь будет перестраиваться? А это еще большее напряжение, неразбериха, стресс. Вообще эффективность ЕГЭ очень сомнительна. Такие вопросы обязательно нужно обсуждать публично, – говорит преподаватель одного из казанских вузов Аида Нурутдинова.
Директор школы № 51 Рустем Хазеев уверен, что возможность пересдачи — своеобразная работа над ошибками, главное – понять, как технически его организовать.
- Имея немалый опыт в работе на ГИА, я повидал многое. По причине, что не рассчитали время, не успели перенести ответы и так далее, возникают серьезные переживания как у детей, родителей, так и преподавательского состава. Нужно помнить, что школу заканчивают еще ДЕТИ, и они имеют право на исправление своих ошибок. Главный вопрос – это как технически организовать пересдачу? – говорит Хазеев.
В летнее время у всех школьных учителей (организаторов экзаменов) отпуска. Руководителям приходится буквально «впихивать» рабочие дни педагогам в летний период и в то же время полностью соблюсти трудовое законодательство – предоставить полноценный, беспрерывный отпуск (56 дней). Если решение о возможности пересдачи еще больше удлинит экзаменационную кампанию, то руководителям школ будет еще сложнее разобраться с отпусками сотрудников.
- Время до начала периода сдачи экзаменов еще есть. Уверен, что компетентные органы все просчитают и дадут всем участникам рекомендации по правильной работе, – говорит директор.
«Знания низкие, вот и делают пересдачи»
На том же послании Федеральному собранию президент заявил, что учебная нагрузка на детей должна быть разумной и сбалансированной. Он призвал разобраться с проблемой, когда программа в школе отличается от вопросов на экзаменах, из-за чего родители обращаются к репетиторам. Однако дело не только в расхождении вопросов: недавний круглый стол родителей и педагогов в Казани показал катастрофическую ситуацию по качеству образования.
- На мой взгляд, пересдачу сделали потому, что нынешняя система образования себя исчерпала и дети настолько плохо сдают экзамены, что им вынуждены устраивать пересдачи. Огромное количество детей остается без высшего образования, кто-то даже в колледж не может поступить — очень низкий уровень, и такая мера была предложена как выход. А нужно бы анализировать реформы, которые привели к таким последствиям, – говорит учитель русского языка и литературы Анастасия Чиличеркина.
Удивительно, но при частых изменениях в сфере образования оценок качества реформ широкой общественности не предоставляют, потому и возмущение в обществе есть. Просто мало кто верит, что можно что-то исправить.
- Считаю, что много недовольства в отношении ЕГЭ у родителей, да и педагогов. А какой это стресс для детей! Поэтому ищут варианты снизить уровень тревожности путем возможности пересдачи, так как результаты по некоторым предметам низкие совсем. Думаю, повторная пересдача экзамена в этом формате – дополнительный стресс для детей, – говорит учитель начальных классов Эльмира Назырова.
«У ЕГЭ есть плюсы и минусы, один из плюсов пересдачей убрали»
Если отбросить рассуждения, нужен ли вообще ЕГЭ (хотя вопрос до сих пор острый), тенденция пересдачи экзамена говорит о послаблении. Пока это один экзамен, но дальше может быть больше.
- ЕГЭ задумывалось, чтобы не было предвзятости и, например, дети из провинции могли поступать в любые вузы. В ЕГЭ была честность в этом плане. Кстати, в отличие от олимпиад. С грустью отмечаю, что олимпиады на нижнем муниципальном уровне очень нечестные. Списывание поголовное, а это премии... и все, чтобы своих протащить. В ЕГЭ этого не было. Теперь вот ослабляют требования по ЕГЭ, и людям, которые не очень хотят учиться, будет немного полегче, – говорит директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков.
В целом директор школы «СОлНЦе» отметил, что минусов в ЕГЭ не меньше, чем плюсов. И если одним из плюсов раньше была честность, то сейчас его убирают. Интересно, что ранее министерство образования и науки республики одним из критериев для оценки уровня знаний детей называло баллы ЕГЭ и олимпиады.
Что касается самих учащихся, то мнения о полезности и пересдаче ЕГЭ разделились, в основном в зависимости от того, удалось в итоге опрошенному поступить в вуз или нет. Нашлись и те, кто считает, что ЕГЭ мешает понять, что ему по-настоящему нравится.
- Предлагаю вместо ЕГЭ оставить вступительные экзамены в институты. Считаю, что из-за ЕГЭ много талантов пропадает, учащиеся плохо сдают эти экзамены и идут учиться не по призванию, а туда, куда прошли по баллам, в итоге все несчастны, – высказывает мнение студентка Земфира.
Большинство спикеров сошлись на том, что в любом случае реформы образования должны широко обсуждаться, в том числе с общественностью, а пока обо всех изменениях родителей и педагогов ставят перед фактом.
Автор: Гузель Касимова