Семья коменданта концлагеря Аушвиц (Освенцим) строит свой маленький уютный мир с большим домом и пышным садом прямо за забором концентрационного лагеря.
Эта история написана по одноименному роману Мартина Эмиса и показывает обычных фашистов, которые прекрасно живут во время Второй мировой войны.
Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель) управляет концлагерем, а его супруга Хедвиг Хёсс (Сандра Хюллер) — домом и садом. Рудольф обсуждает в гостиной новую печь для сжигания трупов, а Хедвиг выпалывает сорняки на лужайке.
В это время дети купаются в бассейне, а из трубы за забором валит черный дым.
Эта "невыносимая легкость бытия" сопровождается аккомпанементом гудящих печей и периодических душераздирающих криков. Но Хёссы как будто не замечают этого.
Да, на ночь нужно закрывать окна и убирать сохнущее на улице белье, чтобы оно не покрылось копотью. А когда по реке спускают пепел и останки человеческих тел, это настолько неприятно коменданту, что ему приходится прервать рыбалку. Ну что поделать, се ля ви.
Этот неподражаемый цинизм омерзителен.
"Как человек может стать таким бездушным сосудом, наполненной злом чашей и не замечать этого? Или он просто жертва обстоятельств, просто приспосабливается к жестокому миру и живет свою маленькую жизнь?" — такие вопросы задаешь себя во время просмотра.
Причем самая циничная и безжалостная роль не у коменданта, а у его жены.
Она создала свой рай и не намерена от него отказываться. Это ее "достижение", ее социальный статус и ее будущее. Не случайно Хедвиг с гордостью показывает приехавшей погостить матери свой сад и получает от нее похвалу.
Смотреть такое кино тяжело, хочется плюнуть в экран и выключить.
При этом в картине ни разу не появляются кадры самого лагеря. Но режиссер Джонатан Глейзер мастерски использует звук как контрапункт видеоряду. Мы видим крупный план цветов и слышим крики заключенных, смотрим как ребенок Хёссов играет на полу и слышим звуки работающих крематориев (в 2024 году фильм получил премию BAFTA в номинации "Лучший звук").
Джонатан Глейзер в одном из интервью говорит, что его фильм — это не напоминание о прошлом, а предостережение настоящему.
В какой момент человек делает выбор в пользу своего личного благополучия, закрывая глаза на ужасные вещи, частью которых он становится? Как происходит, что он начинает этим гордиться?
В концовке фильма оберштурмбаннфюрера Хёсса назначают ответственным за реализацию плана по уничтожению миллиона евреев, и он звонит жене, чтобы похвастаться, что этот план сам Гитлер назвал "Операция Хёсс"...
А после звонка он выходит из кабинета и спускается по лестнице в темноту. В свою личный ад.
На Оскар-2024 фильм номинирован в 4 категориях:
- Лучший фильм
- Лучший режиссер
- Лучший адаптированный сценарий
- Лучший фильм на иностранном языке
P.S. За основу романа Мартина Эмиса и фильма Джонатана Глейзера взята реально существовавшая семья Хёсс. Дом и сад в фильме воссоздавались по архивным кадрам — комендант часто фотографировал свою семью и место, где они жили. Рудольф Хёсс был приговорен к казни через повешение в 1947 году.
#оскар2024