Несмотря на все предпремьерные спекуляции о том, как аналоговый эпик-мейкер Кристофер Нолан в "Оппенгеймере" воссоздаст взрыв первой атомной бомбы, самой впечатляющей достопримечательностью фильма оказывается нечто другое: человеческое лицо.
Эта трех с лишним часовая биография Дж. Роберта Оппенгеймера(Киллиан Мерфи) - фильм о лицах. Они говорят, много говорят. Они слушают. Они реагируют на хорошие и плохие новости. А иногда они теряются в собственных мыслях - не больше, чем заглавный герой, руководитель группы по разработке ядерного оружия в Лос-Аламосе, чей апокалиптический вклад в науку принес ему прозвище Американский Прометей (согласно названию первоисточника Нолана, биографии Кая Берда и Мартина Дж. Шермана). Нолан и оператор Хойт ван Хойтема используют широкоформатную кино систему IMAX не только для того, чтобы передать великолепие пустынных панорам Нью-Мексико, но и для контраста между внешним хладнокровием и внутренним смятением Оппенгеймера, блестящего математика, сдержанного шоумена и лидера, чья импульсивная натура и ненасытные сексуальные аппетиты превратили его личную жизнь в катастрофу, а самым большим вкладом в развитие цивилизации стало оружие, способное ее уничтожить. Крупный план за крупным планом показывает лицо звезды Киллиана Мерфи, смотрящего вдаль, за пределы экрана, а иногда и прямо в объектив, пока Оппенгеймер отстраняется от неприятного общения или теряется в воспоминаниях, фантазиях и кошмарах наяву. "Оппенгеймер" заново открывает силу огромных крупных планов лиц людей, которые пытаются понять, кто они такие, и кто, по мнению других людей, они такие, и что они сделали с собой и другими. Иногда крупные планы лиц людей прерываются вспышками событий, которые еще не произошли или уже произошли. В фильме повторяются образы пламени, обломков, небольших цепных взрывов, напоминающих петарды, а также несгораемые образы, напоминающие о других ужасных, личных катастрофах. (В фильме много постепенно расширяющихся флешбэков, когда вы видите сначала мельком что-то, потом еще немного, и наконец все целиком). Но они относятся не только к большой бомбе, которую команда Оппенгеймера надеется взорвать в пустыне, но и к маленьким, которые постоянно взрываются в жизни Оппенгеймера, иногда потому, что он лично нажал на большую красную кнопку в момент гнева, гордости или похоти, а иногда потому, что он совершил наивную или необдуманную ошибку, которая давно кого-то разозлила, и обиженный человек ответил эквивалентом бомбы замедленного действия. "Делящаяся" резка, если воспользоваться словом из физики, также является метафорой эффекта домино, вызванного индивидуальными решениями, и цепной реакции, в результате которой происходят другие события. Этот принцип также визуализируется повторяющимися образами ряби на воде, начиная с первого крупного плана капель дождя, вызывающих расширяющиеся круги на поверхности, которые предвещают как завершение карьеры Оппенгеймера в качестве правительственного советника и общественного деятеля, так и взрыв первой ядерной бомбы в Лос-Аламосе (который наблюдатели видят, затем слышат, а в конце концов ощущают во всем его ужасном воздействии).
Всю тяжесть интересов и смыслов фильма несут лица - не только Оппенгеймера, но и других значимых персонажей, включая генерала Лесли Гровса(Мэтт Дэймон), военного руководителя Лос-Аламоса; страдающую жену Роберта Оппенгеймера Китти(Эмили Блант), чей тактический ум мог бы предотвратить множество катастроф, если бы ее муж только прислушался; и Льюиса Штрауса(Роберт Дауни-мл. ), председатель Комиссии по атомной энергии, который презирал Оппенгеймера по многим причинам, включая его решение дистанцироваться от своих еврейских корней, и который провел несколько лет, пытаясь сорвать карьеру Оппенгеймера после Лос-Аламоса. Последнее составляет отдельную полнометражную историю о мелочности, посредственности и зависти. Штраус - Сальери для Моцарта Оппенгеймера, регулярно и часто патетически напоминающий другим, что он тоже изучал физику в свое время, и что он хороший человек, в отличие от Оппенгеймера-прелюбодея и коммуниста, симпатизирующего коммунистам. (В фильме утверждается, что Штраус слил досье ФБР о своих прогрессивных и коммунистических связях третьему лицу, которое затем написало директору бюро Эдгару Гуверу).
В фильме довольно часто упоминается один из принципов квантовой физики, согласно которому наблюдение за квантовыми явлениями с помощью детектора или прибора может изменить результаты этого эксперимента. Монтаж иллюстрирует это, постоянно перестраивая наше восприятие события, чтобы изменить его смысл, а сценарий делает это, добавляя новую информацию, которая подрывает, противоречит или расширяет наше представление о том, почему персонаж сделал что-то или знал ли он вообще, почему он это сделал.
Именно об этом, как мне кажется, и рассказывает "Оппенгеймер", гораздо больше, чем о самой атомной бомбе или даже о ее влиянии на войну и японское гражданское население, о котором говорят, но никогда не показывают. В фильме показано, что атомная бомба делает с человеческой плотью, но это не воссоздание реальных атак на Японию: агонизирующий Оппенгеймер представляет себе, как американцы проходят через это. Это режиссерское решение, скорее всего, вызовет недовольство как зрителей, которые хотели бы более прямого признания разрушений Хиросимы и Нагасаки, так и тех, кто купился на аргументы Штрауса и других, что бомбы должны были быть сброшены, потому что иначе Япония никогда бы не капитулировала. Фильм не указывает, считает ли он эту интерпретацию верной, или же он больше склоняется к Оппенгеймеру и другим, которые настаивали на том, что Япония к тому моменту стояла на коленях во Второй мировой войне и в конце концов сдалась бы без атомных атак, убивших сотни тысяч мирных жителей. Нет, это фильм, который позволяет себе вольности и поблажки, свойственные романистам, поэтам и оперным композиторам. Он делает то, что мы от него ожидаем: Драматизирует жизнь Оппенгеймера и других исторически значимых людей в его орбите эстетически смелым способом, позволяя при этом использовать всех персонажей и все события метафорически и символически, чтобы они стали пуантилистическими элементами в гораздо большем полотне, рассказывающем о тайнах человеческой личности и непредвиденных последствиях решений, принимаемых отдельными людьми и обществами.
Это еще одна поразительная особенность "Оппенгеймера". Это не совсем фильм об Оппенгеймере, даже несмотря на то, что бледное лицо Мерфи и его призрачные, но непроницаемые глаза доминируют в фильме. Он также рассказывает о влиянии личности Оппенгеймера и его решений на других людей, от других волевых членов его команды по разработке атомной бомбы (включая Эдвина Теллера в исполнении Бенни Сафди, который хотел проскочить вперед и создать гораздо более мощную водородную бомбу, и в итоге сделал это) до осажденной Китти; любовницы Оппенгеймера Джин Тэтлок (Флоренс Пью, в которой есть что-то от самосожжения Глории Грэхем); Генерал Гровс, которому нравится Оппенгеймер, несмотря на его высокомерие, но который не собирается вставать на его сторону перед правительством Соединенных Штатов; и даже Гарри Трумэн, президент США, который приказал сбросить атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки (в замечательном эпизоде его играет Гэри Олдман) и который высмеивает Оппенгеймера как наивного и самовлюбленного "плаксу", который видит историю в основном с точки зрения своих собственных чувств.
Монтаж Дженнифер Ламе - призматический и неумолимый, часто в манере Терренса Малика, перескакивающий между тремя или более временными периодами в течение нескольких секунд. Он сопровождается практически безостановочной музыкой Людвига Гёранссона, которая сливается с такими же безостановочными диалогами и монологами, создавая странную, но своеобразную научно-познавательную арию, которая, вероятно, похожа на то, как если бы вы читали "Американского Прометея", слушая плейлист из партитур фильмов Филипа Гласса. Нелинейные фильмы, подобные этому, лучше передают движения человеческого сознания, чем линейные, а еще они передают то, каково это - читать всезнающую книгу от третьего лица (или биографию, которая позволяет себе представить, что могли думать или чувствовать ее герои). Это также парадоксальным образом передает ментальный процесс чтения текста и реагирования на него эмоционально и визуально, а также интеллектуально. Разум остается привязанным к тексту. Но он также выходит за его пределы, связывая текст с другими текстами, с внешним знанием, с собственным опытом и воображением.
В этой рецензии мы не будем углубляться в сюжет фильма или реальную историю, послужившую источником вдохновения, не потому, что это неважно (конечно, важно), а потому, что, как это всегда бывает у Нолана, главная достопримечательность - не история, а ее рассказ. Нолана называли не столько драматургом, сколько наполовину шоуменом, наполовину математиком, снимающим напыщенные, переусложненные блокбастеры, в которых столько же головоломок, сколько историй. Но была ли эта характеристика верной (а я все больше убеждаюсь, что она никогда не была верной), кажется неважным, когда видишь, как вдумчиво и с пользой она была применена к биографии реального человека. Ретроспективно "Оппенгеймер" может показаться поворотным пунктом в фильмографии режиссера, когда он берет все стилистические и технические приемы, которые оттачивал предыдущие двадцать лет в интеллектуализированных целлюлозных блокбастерах, и обращает их вовнутрь.
Фильм представляет собой академическо-психоделическую биографию в духе тех фильмов Оливера Стоуна 1990-х годов, которые были отредактированы до мельчайших деталей (иногда кажется, что сцена на скамейке в парке в "Кеннеди" была увеличена до трех часов). В фильме также присутствует мрачный юмор в стиле Стэнли Кубрика, например, когда высокопоставленные правительственные чиновники собираются, чтобы просмотреть список возможных японских городов для бомбардировки, и человек, читающий список, говорит, что он только что принял решение исключить из него Киото, потому что он и его жена провели там медовый месяц. (Связь с Кубриком усиливается благодаря присутствию в фильме звезды "Цельнометаллической куртки" Мэттью Модайна, который исполняет роль американского инженера и изобретателя Ванневара Буша). Это пример высококлассного студийного популярного искусства с налетом развязности, напоминающий "Инсайдера" Майкла Манна, позднего Терренса Малика, нелинейно смонтированные арт-кино, такие как "Хиросима мон амур", "Ломбард", "Весь этот джаз" и "Пикник у Висячей скалы"; и, неизбежно, "Гражданин Кейн" (здесь даже есть загадка в духе "Бутона розы", о чем говорили Оппенгеймер и его герой Альберт Эйнштейн, сыгранный Томом Конти, на берегу пруда в Принстоне).
В большинстве постановок чувствуется "старое кино": актеры отрывисто произносят реплики и не так сильно двигают лицом, как в более современной истории. Многие диалоги произносятся быстро, создавая энергию комедии в стиле screwball. Наиболее ярко это проявляется в спорах между Робертом и Китти о его сексуальных похождениях и отказе прислушиваться к ее в основном превосходным советам; в более абстрактных спорах о власти и ответственности между Робертом и генералом Гровсом, а также в сценах между Штраусом и помощником из Сената (Олден Эренрайх), который консультирует его, когда он дает показания перед комитетом, который, как он надеется, одобрит его кандидатуру на пост в кабинете президента Дуайта Эйзенхауэра.
Но как физический опыт, "Оппенгеймер" - это нечто совершенно иное. Трудно сказать, что именно, и именно это так завораживает. Я уже слышал жалобы на то, что фильм "слишком длинный", что его можно было бы закончить взрывом первой бомбы, обойтись без кусочков о сексуальной жизни Оппенгеймера и враждебности Штрауса, и что это извращенное самоуничижение - посвящать большую часть времени, включая большую часть третьего часа, паре правительственных слушаний: тем, где Оппенгеймер пытается продлить свой допуск, и Штраусу, пытающемуся утвердиться в кабинете Эйзенхауэра. Но яростные энтропийные тенденции фильма дополняют теоретические дискуссии о том, как и почему устроена индивидуальная и коллективная личность. В большей или меньшей степени все персонажи предстают перед трибуналом и требуют отчета за свои противоречия, лицемерие и грехи. Трибунал находится где-то там, в темноте. Нам дают информацию, но не говорят, что решать, что и должно быть.
Если после прочтения этой статьи вы захотите посмотреть фильм Оппенгеймер , тогда можете посмотреть его тут - https://www.kinopoisk.ru/film/4664634/
А так же если вам понравилась данная статья не забудьте оставить свой комментарий, поставить лайк и подписаться на канал .