Найти тему

Может ли помочь государство

АЛЕКСЕЙ ШИШКИН

Эта статья написана шесть лет назад в 2018 году, когда аварийность на дорогах и детская смертность зашкаливали. Не стал я ее тогда никуда посылать - думал бессмысленно. Но вот сейчас решил опубликовать ее, и вы увидите по статистическим цифрам, что сейчас, в 2024 году положение улучшилось. Оказывается, что государство может помочь решить любую проблему. Перехожу теперь непосредственно к той давней статье:

Долго собирался писать о детской смертности от несчастных случаев и насилия в семье, и о смертности на дорогах, мучительно ломал над темой голову. А нужна ли такая статья? Чем она поможет детям, которых уже нет. Нужно ведь предложить решение, чтобы помогло оно безопасности маленьких детей и взрослых людей на дорогах. Не поверите, не мог сесть писать целую неделю. Все мерещились маленькие дети в трагических обстоятельствах. Душа была не на месте. Успокоился частично только тогда, когда вспомнил слова из Евангелия от Луки о том, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Это касается и всех других неприятных событий, встречающихся в жизни.

В начале февраля в социальных сетях комментарии были эмоциональные. И для этого были причины. В поселке тракторостроителей при расчистке склада нашли скелетик младенца, в Задонском районе в лесу раскопали в люльке останки девятимесячного ребенка, видимо у родителей не было денег на похороны; в одном из московских детсадов во время прогулки умерла трехлетняя девочка. В одном из городов маленькая девочка задохнулась, просунув голову между ступенями лестницы, ведущей на горку в детском садике. Двухлетняя девочка вся в синяках лежит в коме в одной из больниц – сюжеты об этих детях прошли недавно на государственных каналах телевидения и в интернете. В чем вина этих детей? Также были случаи выбрасывания младенцев из окон многоэтажек родителями, если их можно так назвать. Комментирующие в соцсетях не скупились на предположения, догадки, обрушивали праведный гнев на родителей, воспитателей, сожителей родителей детей. Некоторые даже писали о том, что нужны ли дети в неблагополучных семьях и стоит ли их рожать. Но дети эти уже родились и некоторые погибли, так и не пожив, и не узнали они и счастливого детства. В чем виноваты эти дети? Посмотрите в глаза трехлетнему ребенку, найдете ли вы там какую-нибудь вину? Дети не должны погибать, но продолжают гибнуть. И общество, заботящееся лишь о получении прибыли, кажется, уже привыкло к таким случаям. И у меня ощущение, что и статья эта наткнется на стену непонимания. А надо бы кричать: караул! Как это могли делать раньше. Одна знакомая рассказала мне, как в шестидесятые годы прошлого века где-то на территории СССР возник очаг заболевания черной оспой. Это было ЧП, так как в нашей стране такие болезни, как оспа, холера, туберкулез давно были побеждены. А тут на тебе! Меры тотчас же были приняты на территории всей страны, и, в частности, в липецкой школе, где работала моя знакомая. Все учителя и учащиеся сразу же были заново привиты от оспы.

Мой дед по характеру своей работы и специальности имел возможность приучать меня с детских лет к технике безопасности. Поэтому, когда я недолгое время работал на стройке, то следил строго за безопасностью производства работ, и за три года у меня не было ни одного несчастного случая. Пишу я это не для того, чтобы похвалиться, а в связи с темой статьи. Знаю точно, что на детской площадке все должно быть оборудовано строго безопасно для детей, чтобы они даже при желании не могли бы засунуть куда-нибудь руку, ногу или голову, откуда не смогли бы их потом вытащить. Что касается выбрасывания детей из окон, то тут даже затрудняюсь дать быстрый рецепт, как бороться с безумным насилием над детьми. Но опять вспомню не столь отдаленные времена. Тогда был какой-то вектор, указывающий, что можно делать и чего нельзя. И был он в сознании людей, вроде страха. Как это, выкинуть ребенка из окна! И сумасшедшему такое в голову не приходило. Конечно, как сейчас вполне очевидно, это было преимущество того времени. (О недостатках говорить здесь не буду. Тема не та). И к этому необходимо возвращаться, если стараться решить проблему. Ведь это положительный опыт. Во всяком случае, мне не было известно, чтобы какого-нибудь ребенка выкинули в окно, обрекая на смерть. Теперь же в этом плане какая-то вседозволенность. Если младенец слабее тебя, делай с ним, что хочешь.

Но страдают и старшие дети, особенно на дорогах, в автобусах. То водитель не выспался в результате слишком жесткого графика и заснул за рулем (автопредприятию ведь нужна прибыль), то автобус был неисправным. И все это на запредельных скоростях. В одном из интернетисследований ясно сказано, что при скорости пятьдесят километров в час тормозной путь составляет тридцать метров. А при восьмидесяти километрах в час – уже шестьдесят метров. Повышение скорости автомобиля на десять километров в час, приводит к увеличению количества аварий на 21%. Высокая скорость, по утверждению исследователя Сергея Давыдова, является причиной одной трети ДТП. При столкновении с пешеходом на скорости тридцать километров в час, девяносто процентов пешеходов выживают, а при пятидесяти километрах в час, погибают восемьдесят процентов пешеходов. А как сейчас ездят? За примерами далеко ходить не надо. Перехожу я как-то проспект Мира на пересечении его с улицей Невского по пешеходной зебре. Ну, тут, конечно, подлетают машины и останавливаются, чтобы нас, пешеходов, пропустить. А один, наиболее лихой водитель, прет на меня и, делая вираж, сзади объезжает меня на большой скорости по зебре. А это ведь нарушение правил дорожного движения. А что, если бы я с перепугу отступил назад? В другой раз еще один лихач проезжает быстро мимо и задевает меня зеркалом. Ну, думаю, наверно ты права купил себе, раз не знаешь, что пешеходов надо осторожно объезжать. Этому меня учил в далекие восьмидесятые годы инструктор по вождению на «УАЗике». Накатался тогда я вдоволь, но машину так и не купил.

Здесь я сейчас приведу статистические данные, которые заставят многих, кто не прочел их уже раньше, задуматься. В 1991 году на дорогах России погибло 37 тысяч человек – население довольно большого города. В 2017 году на этих же дорогах погибло 19 тысяч, то есть в два раза меньше. По разным прогнозам в этом году эта цифра будет меньше еще на 2,5%. Казалось бы, обнадеживающий прогноз. Но тогда остается дружески похлопать по плечу террористов всех мастей. Ведь они-то убивают в сотни раз меньше! А если подсчитать, сколько дороги собрали мрачного урожая за все постсоветские годы, то уже получится население большого города. Так и хочется сказать: ну куда вы спешите? Получаете удовольствие от езды? Но может быть лучше пощадить тех, кого ждет незавидная статистическая судьба. Нет, не послушают. Так и будут ездить быстро. Они же масса неорганизованная. Тут нужно именно законодательное решение, чтобы спасти сотни тысяч людей, учитывая и будущее. А будущее это рисуется в бесконечных пробках. И зачем в пробке автомобилю скорость двести километров в час? А узаконить-то нужно всего лишь установку на двигатели ограничителей скорости. Не знаю, о каком ограничении пойдет речь: 120, 100 или даже 80 км/час, но прекращать это безумие на дорогах необходимо, не обращая внимания на практику "цивилизованных стран". Пора ведь и свой ум обрести. Хотя свежо предание, да верится с трудом… Есть у меня еще добавление к цифре ежегодно погибающих на дорогах. Это покалеченные в авариях. Их ежегодно 300 тысяч человек. Не говорю даже, что много среди них и детей. Значительное количество из них становится инвалидами. Таким образом, скоростные автомобили прибавляют забот и Пенсионному фонду РФ. Представьте, что люди не калечились бы на дорогах и не становились бы пенсионерами по инвалидности. Тогда бы, возможно, и разговоров о повышении пенсионного возраста не было, так как было бы меньше пенсионеров. Многие, приведенные выше предложения, возможно покажутся кому-то невыполнимыми из-за тех «недостатков», к которым все привыкли. Но есть еще одно предложение. Но для этого нужно обратиться к православной церкви и к другим, не столь крупным конфессиям, чтобы они составили целенаправленные молитвы об утишении всех непотребств, встречающихся в нашей жизни. Как им это удастся, не знаю. Ведь большое значение имеют слова, с которыми люди обращаются к Богу. Но другого выхода не вижу.