Найти в Дзене

Вход Господень в Иерусалим = Вербное воскресенье. Подборка картин и стихотворений об этом Празднике и традициях

Иллюстрация из Яндекса.  Мозаика в соборе Сан Марко в Венеции, конец 12 - 13 век.
Иллюстрация из Яндекса. Мозаика в соборе Сан Марко в Венеции, конец 12 - 13 век.

Вообще-то я не планировала касаться религиозной составляющей праздника Вербного воскресенья. Хотелось показать несколько картин русских художников на эту тему, сопроводив их поэтическими строками.

Но иллюстративного материала собралось много, такого разного и интересного, что пришлось переосмысливать план статьи.

Сначала напомню об истории возникновения празднка Входа Господня в Иерусалим, который в российской народной православной традиции получил такое замечательное, земное, весеннее название Вербное воскресенье.

Во всех четырёх Евангелиях есть описание прибытия Иисуса Христа в Иерусалим как Царя Иудейского, как Мессии, как Спасителя. Народ приветствовал Его, устилая путь своими одеждами и пальмовыми ветвями.

Вход Господень в Иерусалим православные христиане празднуют как одно из важнейших библейских событий, которое как бы символизирует вход человека в Рай.

Иисус Христос въехал в Священный город на осле, а не на лошади, как завоеватель, военачальник или правитель, хотя был Царем Иудейским. У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Въезд на осле символизировал мирный приход Мессии, который возвещал народам мир. Осёл (ослица) был в еврейской местности мирным домашним животным.

Посмотрите повнимательнее на первую иллюстрацию. На ней всё изображено очень подробно: Иисус Христос на ослице, встречающие его жители города устилают дорогу своими одеждами, в руках у некоторых пальмовые ветви. Даже на самом дереве, на пальме, изображён человек, который, наверное, срубал ветви для других.

Иллюстрация из Яндекса.   Вход Господень в Иерусалим. Икона.
Иллюстрация из Яндекса. Вход Господень в Иерусалим. Икона.

Этот сюжет изображён на многих фресках, мозаиках, иконах, на элементах декора храмов, на церковной утвари. Давайте посмотрим.

Иллюстрация из Яндекса. Византийская икона, ок. 1400 г.
Иллюстрация из Яндекса. Византийская икона, ок. 1400 г.
Иллюстрация из Яндекса.   Вход Господень в Иерусалим. Икона.
Иллюстрация из Яндекса. Вход Господень в Иерусалим. Икона.
Иллюстрация из Яндекса.   Вход Господень в Иерусалим. Икона.
Иллюстрация из Яндекса. Вход Господень в Иерусалим. Икона.
Иллюстрация из Яндекса.   Вход Господень в Иерусалим. Резьба по слоновой кости.
Иллюстрация из Яндекса. Вход Господень в Иерусалим. Резьба по слоновой кости.
Иллюстрация из Яндекса.   Вход Господень в Иерусалим. Резьба по слоновой кости.
Иллюстрация из Яндекса. Вход Господень в Иерусалим. Резьба по слоновой кости.

Этот библейский сюжет вдохновлял многих художников-живописцев.

Джотто ди Бондоне Фреска капеллы Скровеньи, 1304-1306 г.
Джотто ди Бондоне Фреска капеллы Скровеньи, 1304-1306 г.
Иллюстрация из Яндекса. Бенджамин Роберт Хейдон. Вступление Христа в Иерусалим.
Иллюстрация из Яндекса. Бенджамин Роберт Хейдон. Вступление Христа в Иерусалим.
Иллюстрация из Яндекса.   Питер Павел Рубенс. 1632 г.
Иллюстрация из Яндекса. Питер Павел Рубенс. 1632 г.

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
"Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!"
( А. С. Хомяков )

Русские художники, воспитанные в православной традиции, конечно, тоже вдохновлялись таким сюжетом. Михаил Нестеров как православный художник не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и зелёные пальмовые ветки.

Художник Михаил Нестеров «Вход Господень в Иерусалим»
Художник Михаил Нестеров «Вход Господень в Иерусалим»

Мне эта картина напоминает икону.

А это росписи наших храмов.

Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).
Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).
Западный тимпан Храма Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.
Западный тимпан Храма Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.

У русского художника Вячеслава Григорьевича Шварца есть картина, посвящённая этому Празднику. Полное её название: "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти".

Шварц В. Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865.
Шварц В. Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865.

На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения из Покровского собора к Спасским воротам Кремля. Изображение условно делится на две части: справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева - Патриарх "верхом на осляти" с группой митрополитов и епископов.

В левой руке царя пальмовая ветка, в правой руке красный шнур от уздечки. Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом "в образе, что и Господь", царь показывает народу пример смирения перед Христом.

Картина В.Г. Шварца очень познавательная. Изобразив крестный ход Царя и Патриарха, художник показал, как это действо происходило в допетровские времена.

Праздник, ставший одним из любимых в православной Руси, вдохновлял на творчество многих художников, запечатлевших на своих полотнах скромную красоту русской природы и духовную атмосферу праздника.

Художник Ольга Денисенко "Вербное воскресенье".
Художник Ольга Денисенко "Вербное воскресенье".

Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам —
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
( Шорыгина Татьяна )

"Нет в России пальм зелёных...", ветви пальмы на Руси и других "холодных" странах приходилось заменять на веточки вербы.

Восприятие вербы как днрева священного идет со времен язычества. Наши пращуры поклонялись крепкому и цветущему дереву в надежде, что оно одарит их жизненными силами, укрепит здоровье, наделит красой.

Поскольку в наших широтах пальмы не растут, было принято решение заменить их на ветви единственного растения, которое расцветает ранней весной – ветви вербы.

Художник Анатолий Варваров
Художник Анатолий Варваров

А в народе закрепилось более понятное и близкое название праздника - Вербное воскресенье.

Этот праздник вобрал в себя ещё и празднование начала весны, что официально, конечно, не афишировалось, но в праздновании, в народных гуляниях подразумевалось.

Художник Борис Кустодиев "Вербный торг у Спасских ворот", 1917
Художник Борис Кустодиев "Вербный торг у Спасских ворот", 1917

Такие ярмарки, что изобразил художник в этой картине, в вербную неделю открывались не только в Москве, но во многих других городах.

Солнце брызжет, солнце греет.
Небо – василек.
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.

А внизу все будки, будки
И людей – что мух.
Каждый всунул в рот по дудке –
Дуй во весь свой дух!

В будках куклы и баранки,
Чижики, цветы…
Золотые рыбки в банке
Раскрывают рты.

Все звончее над шатрами
Вьется писк и гам.
Дети с пестрыми шарами
Тянутся к ларькам.

«Верба! верба!» в каждой лапке
Бархатный пучок.
Дед распродал все охапки –
Ловкий старичок!

Шерстяные обезьянки
Пляшут на щитках.
«Ме-ри-кан-ский житель в склянке
Ходит на руках!!»

Пудель, страшно удивленный,
Тявкает на всех.
В небо шар взлетел зеленый,
А вдогонку – смех!

Вот она какая верба!
А у входа в ряд –
На прилавочке у серба
Вафельки лежат.
( Саша Чёрный )

Православный народ закупался к празднику товарами, продуктами и веточками вербы. В воскресенье с вербой шли в церковь.

Художник Константин Юон "Вербный базар на Красной площади"
Художник Константин Юон "Вербный базар на Красной площади"

Вербная неделя

Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!

С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!

Точно какой победитель вступает
В город — и все пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, Весна!»

(
Аполлон Майков )

Художник Владимир Россинский "Катание в Вербное воскресенье на Красной площади", 1910-е годы.
Художник Владимир Россинский "Катание в Вербное воскресенье на Красной площади", 1910-е годы.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

 Художник Серафима Блонская "Девочки. Вербное воскресение". 1900 г.
Художник Серафима Блонская "Девочки. Вербное воскресение". 1900 г.

Девочки-гимназистки на картине С. Блонской такие же нежные, светлые, сами как веточки вербы, которые держат в руках.

Художник Елена Степура "Вербное воскресенье"
Художник Елена Степура "Вербное воскресенье"

Освященные ветки приносили в дом, украшали ими иконы, вешали над дверью. Считалось, что растение убережет дом от удара молний, защитит скот и домочадцев от хвори.

Водою обливали их:
Пусть свежей будет грудь.
И вербой ударяли их:
Как верба нежным будь.

Втыкали вербу малую
За образа, в углах,
Чтоб силой смертно-алою
Не встал пожар в домах.

Свети нам, радость здешняя,
Цветы, земля, вода.
Цвети нам, верба вешняя,
Цвети с Весной всегда.

( Константин Бальмонт )

Художник Сергей Потапов "Вербное воскресенье"
Художник Сергей Потапов "Вербное воскресенье"

Веточки вербы в вазе украшали праздничный стол.

По утрам ещё морозит,
Но весь день стоит тепло.
Солнце льёт лучи на землю
Ослепительно светло.
И, как весть весны пришедшей,
Под дыханьем теплоты,
Расцвели и запушились
Вербы белые цветы.
Верба, верба — наша пальма —
Ты на вид совсем проста!
Но тобою мы встречаем
К нам грядущего Христа.
Потому и отдаём мы
Каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность,
Нашу ласку и любовь.
( Милий Стремин )

А закончить повествование и просмотр картин мне хочется вот этим полотном.

Художник Константин Савицкий "Инок"
Художник Константин Савицкий "Инок"

На этой картине мы тоже видим веточки вербы, а значит, Вербное воскресенье, праздник. Но почему молодой, красивый, сильный мужчина так напряжён? Видно, что настроение у него совсем не праздничное.

Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций – усталость, угрюмость, задумчивость, разочарование…Картина удивляет и наталкивает на размышления. Какие думы, какой нерешённый вопрос мучают этого сильного и, наверное, волегвого мужчину?

Я не могу ответить.

🔅🔅🔅🔅

Благодарю всех за внимание к моей работе. Если вам понравилась публикация, не забудьте отметить это значком 👍. Тем самым вы поспособствуете продвижению статьи среди читателей. И очень буду рада вашим отзывам, выскажите своё мнение.

Посмотрите другие публикации:

#Вход Господень в Иерусалим в искусстве #Вербное воскресенье в живописи #Вербное воскресенье в поэзии