С этими жительницами Пушкинского сельсовета меня познакомила их социальный работник Надежда Ивановна Комарова.
— На моем участке есть такие бабулечки замечательные! Мамочки, каких поискать: по трое детей родили, воспитали хорошими людьми. Сами трудяги, рукодельницы. Жизнь прожили достойную. С гордостью носят почетное звание ветеранов труда. Сейчас каждой из них — за 80. Но они самостоятельно справляются почти со всеми домашними делами. Вот с кого пример брать нужно!
За всё благодарна судьбе
Зинаида Григорьевна Коровина за всю свою долгую жизнь (сейчас ей без малого 90) много лиха натерпелась. Ей исполнилось четыре года — семья поехала в Подмосковье на заработки. А тут — война. Отец на фронт ушел, а мама с девчонками (у Зинаиды была старшая сестра) вернулась домой.
— Угла своего нет, — вспоминает Зинаида Григорьевна. — Вынуждены были перебраться в деревушку (её уже не существует) неподалеку от Нижней Матренки. Нам комнатенку в школе выделили и то лишь потому, что мама уборщицей там была. Отца с войны не дождались, пропал без вести.
Сестра чуть возмужала — начала работать, чтобы семья могла хоть как-то концы с концами сводить.
Продолжить учебу после семилетки у Зинаиды не получилось, хотя школу окончила очень хорошо и поступила в техникум.
— Не на что было учиться, — рассказывает собеседница, — пришлось рабочей пойти на стройку МТС в Нижней Матренке.
Со своим будущим супругом Петром там и познакомились:
— Приглянулся он мне. И я ему понравилась. Подружили маленько — и расписались… Один за другим родились дети— дочка Тамара, сыновья Гена и Саша.
Спустя несколько лет Коровины переехали жить в Отраду.
Детьми своими Зинаида поныне не нарадуется: умные, работящие, без вредных привычек, чего, к сожалению, не скажешь о муже Петре Васильевиче (Царствие ему Небесное).
— Большой любитель выпить был, — не скрывает она. — Натерпелась всякого…
Но — удивительная вещь! Вспоминает свое прошлое Зинаида Григорьевна без сожаления, даже с благодарностью.
— А о чем грустить? — задает риторический вопрос моя героиня. — Было — и прошло. Слава Богу, что выжили в жуткие годы военного лихолетья, что посчастливилось мне семью создать, детей родить и выходить, за что спасибо моему Петру. Зато сейчас у меня самый замечательный период жизни. Ни в чем не нуждаюсь: жилье есть (благоустроенное, все удобства — в доме), пенсия — дай Бог каждому такую, хорошие люди меня окружают… Здоровья, конечно, не хватает. Но этого не купишь, и никто тебе его не подарит. Словом, живу с тем, что имею.
А имеет моя собеседница немало. Долгая жизнь прожита, много труда повидала на своем веку. Теперь пришло время пожинать плоды. Они в ее саду благодатные — за добросовестную многолетнюю работу (была она и дояркой, и телятницей, и долгие годы — свинаркой) неоднократно получала грамоты, ценные подарки. Заслужила уважение и признание односельчан. А главное — ее греют любовь и внимание домочадцев. Их число в большой и дружной семье Коровиных больше 20.
В день нашей встречи с Зинаидой Григорьевной ждала дочку в гости:
— Из Керчи приедет (она там живет). И меня проведает, и семью своего сына навестит.
З.Г. Коровина — не только мама многодетная, она уже шесть раз бабушка и столько же — прабабушка. О детях, внуках, правнуках говорит с любовью и радостью:
— Дочка уже на пенсии, муж ее (мой зять) — очень добропорядочный семьянин. У Гены с Сашей жизнь тоже сложилась. Все живут в согласии и любви, растят детей, внуков. Разве это не счастье?!
Особая гордость бабушки Зины — самая старшая внучка Людочка:
— Такая способная, трудолюбивая. Всего сама без помощи родителей добилась: образование в Москве получила высшее, работу хорошую нашла, квартиру купила в Подмосковье!..
Летом шумно становится в доме Зинаиды Григорьевны: то одна семья наведается в гости, то другая. Правда, собраться всем родственникам одновременно получается редко — разбросала судьба детей-внуков по разным городам и весям. Но Зинаида Григорьевна не впадает в уныние из-за одиночества. К ней частенько наведываются супруги Курлыкины — Стас и Галина, чета Никоновых.
— Галя и Стас — друзья моих ребят, неподалеку живут, — поясняет З.Г. Коровина. — Самые главные помощники: и подвезут, если куда нужно доехать, и в любых домашних делах подсобят… А с Никоновыми мы долгое время соседствовали. Теперь они подальше от меня живут, но и Николай, и Татьяна частенько в гостях бывают. Все они мне как родня.
И сейчас без дела не сижу
Дом Клавдии Егоровны Линьковой — один из добротных на улице Молодежной в селе Пушкино: высокий, просторный, ухоженный.
— Муж мой покойный Василий Иванович постарался, — с гордостью говорит пенсионерка. — Добрую память о себе оставил.
Вдова по сей день тоскует о рано ушедшем (всего-то 72 года пожил) супруге:
— На все руки мастер был. Дом этот с нуля, можно сказать, выстроил. А потом пчел развел. Как же ему нравилось это занятие! И меня, и детей увлек пчеловодством.
В село Пушкино Клавдия перебралась после замужества, а родилась и выросла в соседнем Новочеркутино. Здесь жили ее родители и две сестры, отсюда ушел на фронт отец. Сюда он и вернулся инвалидом первой группы, спустя восемь месяцев после победного 9 Мая 1945-го (все эти долгие месяцы находился в госпитале, между жизнью и смертью).
И хотя семья теперь восстановилась, жилось очень трудно. Покалеченный отец недолго пожил — скончался. Старшие девочки рано начали работать.
— Меня с 14 лет приняли в колхоз, на пару с мамой доила, — вспоминает Клавдия Егоровна. — Старшая сестра еще раньше стала свекловичницей.
Но об усталости никто и не вспоминал. Молодость! Как и положено, вечерами девчата с парнями спешили в клуб: на танцы, в кино. Там Клава и встретила своего Василия. Жених он был видный: и красивый, и работящий.
Создали семью.
— Мы с ним жили хорошо, — уходит в воспоминания моя собеседница. – Ладили между собой, троих детей нажили. Огород всегда держали большой, скотину. А как без этого в деревне? Я и вязать любила — всю семью обвязывала: не только носки-варежки, но и свитера, шапки, шарфы. Сейчас ума не приложу — когда успевала?
Дети родителям не докучали. Росли послушными, учились хорошо, во всём помогали.
Старший Александр готовился пойти на службу в армию. Специальность теле-радиомастера уже получил, практику проходил. Дочка Татьяна оканчивала 11-й класс, младший Сергей тоже еще в школе учился.
И тут — как гром среди ясного неба: в аварии погибает старший сын.
— Как мы смогли пережить такое горе — не знаю, — Клавдия Егоровна показывает фотографию Александра, оставшегося навсегда 19-летним. С портрета смотрит красивый парень с темно-русой шевелюрой волос…
Дети постарались стать надежной опорой для убитых горем родителей. Они видели, как подкосила их смерть Саши.
Татьяна, даже и выйдя замуж, частенько наведывалась в отчий дом. Мама поныне благодарна дочке за это.
Сергей, в одночасье повзрослевший, наравне с отцом стал управляться со всеми домашними делами. Про учебу тоже не забывал. Вообще старался не огорчать родителей ничем. Отучился на автомеханика, сварщика, стал работать.
И дочка, и сын сейчас живут в Липецке. В семье Татьяны взрослый сын-студент, от Сергея у Клавдии Егоровны внучка. Но к своей маме они и по сей день относятся с заботой и любовью. Наведываются в отчий дом, помогают.
— Да я и сама управляюсь потихоньку, — говорит Клавдия Егоровна. — Курочек держу, овощи выращиваю. Покойный супруг при жизни всё по-хозяйски обустроил: и сарай, и систему для полива огорода провел. Он любил во всем порядок.
— Вижу — у вас повсюду вязаные изделия. До сих пор любите это занятие? — поинтересовалась я.
— Привыкла сызмальства работать, а сейчас чем особо занять-то себя? — вопросом на вопрос ответила моя собеседница. — Маленько похлопочу по хозяйству: поесть приготовлю, птицу управлю, приберусь по дому — вот и все мои дела. Сажусь со спицами или с крючком.
Результат этого хобби повсюду виден. На табуретах, стульях, диване — нарядные сидушки. Искусные ажурные салфетки украшают столик, тумбочку. И сама хозяйка наряжена в вывязанную собственноручно одежду: юбочка, жилетка. Мастерица — ничего не скажешь.
Жизнь прожила в счастье
В доме Веры Григорьевны — множество фотографий. Отдельно хозяйка бережно хранит альбомы.
— Это главное богатство в доме, — говорит героиня, — потому что в них — вся жизнь.
На самом почетном месте — портрет мужа.
— Год не дожил мой Миша до нашего 55-летия со дня свадьбы, — Вера Григорьевна до сих пор не смирилась с этой потерей. — Самый лучший муж был, самый лучший отец. Один на миллион.
Молодые познакомились, когда Вера училась на третьем курсе пединститута, а он вернулся в ее группу после срочной службы в армии. На последнем курсе поженились. И с тех пор не расставались.
— Нас многое связывало, — рассуждает собеседница, — сначала любовь к физике, потом — работа, которую мы обожали и от которой получали огромное удовлетворение. А дети — это же настоящее чудо! Они настолько желанны, любимы. Когда появились сыновья Виталий и Дмитрий (у них разница в три года) — мы были очень счастливы, а с рождением Олечки жизнь, вообще, приобрела совершенно иной смысл.
Дочку Бог послал супругам, когда маме было почти 40. Мальчишкам на тот момент исполнилось десять и тринадцать лет.
С рождением Оли в семье Филатовых многое изменилось. Главное — маму, а когда подросла, то и Ольгу, отстранили от любой мало-мальски сложной работы: она легла на плечи мужчин. Это даже не обсуждалось. Такие взаимоотношения, между прочим, сохраняются и в семьях детей.
— Я рада, что мальчишки скопировали нашу семью, — отмечает сейчас Вера Григорьевна. — Вообще, они многое взяли от отца: оба трудоголики, сильные шахматисты, отличные семьянины. Своих детей воспитывают в любви. У меня от этого светло и радостно на душе.
Вера Григорьевна с гордостью показывает на потолок в самой большой комнате:
— Ребята сами его натянули. Из хорошего экологически чистого материала, чтобы дышалось легко.
Инициатива исходила от старшего — Виталия. Он мастеровой мужчина, в строительстве толк знает.
А Дмитрий — изобретатель. Здесь, в родительском доме, забавы ради он установил на стене сарая солнечные часы.
— С детства зачитывался «Эврикой» (был такой научно-популярный альманах в советское время), — вспоминает его мама. — Дима, как и мы с отцом, — физик. На своем сайте в ютубе демонстрирует и объясняет всевозможные опыты. У него масса подписчиков.
Дети Филатовых тяготеют к точным наукам. Оля — не исключение. С красным дипломом окончила экономфак Воронежского агроуниверситета. Кстати, и она, и ребята — школьные медалисты — учились на бюджетных местах в вузах.
Виталий после окончания Бауманского университета остался в Москве, Дмитрий учительствует в Ижевске, а Ольга живет и работает в Воронеже. Конечно, приезжают в гости. И тогда эти дни — самые радостные для всех домочадцев.
— Я у мамы была одна, а в моей семье — трое деток и уже шестеро внуков. Безмерно рада этому, — как бы итожа нашу беседу, заключает В.Г. Филатова. — Жизнь свою я прожила в счастье, потому что рядом были и остаются самые любимые и дорогие люди.