«Ночь длинных ножей» была местом кровавых чисток внутри нацистской партии, проведенных канцлером Адольфом Гитлером в ночь с 29 на 30 июня 1934 года. Она была направлена в первую очередь против внутренних противников партии, но также и, прежде всего, против штурмовых отрядов (СА) Эрнста Рема, которые, тем не менее, внесли большой вклад в захват власти Гитлером годом ранее. СА и их лидер теперь представляют угрозу как для командиров немецкой армии, так и для нового гитлеровского режима, и в эту знаменитую ночь было принято решение об их уничтожении.
СА, Коричневая армия Рема
С момента своего создания в 1921 году СА (Sturmabteilungen : Штурмовые подразделения) играли неоднозначную роль в совокупности организаций, вращающихся вокруг Национал-социалистической партии. Его первым членам, часто ветеранам боевых действий, первоначально была поручена миссия по обеспечению безопасности партийных собраний. С приходом к власти последних и под руководством их амбициозного лидера: Эрнста Рема, СА постепенно превратилась в отряд численностью в несколько сотен тысяч человек. Его ополченцы в коричневых рубашках вскоре наводили ужас на противников Гитлера, регулярно вступая в столкновения с другими военизированными формированиями, известными Веймарской республике.
Опираясь на социализирующий дух товарищества бывших фронтовиков, СА смогли расшириться за счет притока безработных, потерявших работу и разочаровавшихся в традиционных социалистических движениях. Когда Гитлер вступил в должность канцлера в январе 1933 года, не было никаких сомнений в том, что они образовали левое крыло нацизма. Кстати, Эрнст Рем публично демонстрировал свои плебейские предпочтения. Таким образом, он критиковал уступки, которые фюрер сделал консерваторам и промышленникам, требуя чисто социалистического направления нацистской революции. С другой стороны, он, бывший баварский капитан, мечтал стать главнокомандующим народной армией, костяк которой составила бы СА и которая привела бы к исчезновению тогдашней армии, вдохновленной Пруссией.
Ультиматум армии и переворот Гитлера
Гитлер по своей привычке долго колебался, прежде чем предпринять какие-либо действия против этого человека, который был ему так полезен для его захвата власти. С другой стороны, он справедливо опасался способности СА создавать неприятности. Именно консервативные круги и военные подтолкнули его к действию. Весной 1934 года вице-канцлер фон Папен в своей речи в Марбурге осудил угрозу «второй революции», к которой стремился Рем. Затем Гитлер оказался в плохом положении после неудачного визита к Муссолини (15 июня) и опасался, что новая провокация со стороны СА может убедить консерваторов в том, что он больше не соответствует своему положению. Этот страх превратился в уверенность 21 июня 1934 года.
В тот день Гитлер встретился с главнокомандующим армией фон Бломбергом, который заявил ему, что армия готова захватить власть по согласованию с президентом Гинденбургом, чтобы положить конец опасности для СА. У Гитлера больше не было выбора, и Геринг поддержал его в своем выборе, взяв на себя смелость устранить его. Рем и предотвратить гипотетическую «вторую революцию».
С помощью разведывательной службы СС Гиммлера (который увидел в этом возможность избавиться от соперника, даже несмотря на то, что Рем был его наставником), он собрал досье с доказательствами, свидетельствующими о подготовке государственного переворота, лидером СА и его окружением. Составление этого досье также дало возможность составить списки противников, подлежащих уничтожению, для некоторых совершенно чуждых гипотетическим махинациям Рема.
Ночь длинных ножей
Акция назначена на ночь с 29 на 30 июня и будет проводиться СС (первоначально охранявшей фюрера, а до этого по закону подчинявшейся СА) при материально-техническом содействии армии. Встреча официальных лиц СА, запланированная в Бад-Висзе (в 50 км от Мюнхена), станет поводом для обезглавливания милиции. Это, кстати, срочно, поскольку «коричневые рубашки» подозревают о готовящемся перевороте и 29-го яростно выражают свое недовольство посреди Мюнхена.
Когда Гитлер прибыл в столицу Баварии на следующий день, он проявил непоколебимую решимость. Ворвавшись в апартаменты поваров СА, все еще одурманенных выпивкой накануне, он приказал эсэсовцам арестовать их. Сам Рем не избежал этого жестокого пробуждения. Как и его люди, он знает уготованную ему судьбу. Отказавшись от предложенного самоубийства, он был казнен на следующий день.
Вместе с ним исчезнет почти сотня человек. Конечно, СА, но также и противники разного политического послушания, от бывшего канцлера и генерала фон Шлейхера до Грегора Штрассера, придерживавшегося левого нацизма. Приспешники Гитлера нанесли такой же удар по Баварии, как и по остальной части страны, особенно по Берлину, где Геринг проявил непревзойденное рвение.
Еще один шаг к тоталитаризму
В Ночь длинных ножей нацистскому канцлеру удалось обезглавить СА, которая вскоре стала бы не более чем послушным орудием в его руках. Успокоив многих немцев, обеспокоенных постоянной суетой, которую поддерживают коричневые рубашки, она также позволила Гитлеру восстановить доверие деловых кругов и военных. Впрочем, последнему не потребовалось много времени, чтобы рабски присоединиться к режиму по случаю смерти Гинденбурга месяцем позже.
Военные не возражали, когда Гитлер предложил объединить должности канцлера и фюрера, что было подтверждено плебисцитом 19 августа. Но победа профессиональной армии над партийной милицией вводит в заблуждение, поскольку СС Гиммлера, теперь очищенные от СА, становятся еще большей угрозой для немецких институтов, чем могла бы быть беспорядочная СА Рема.