Найти тему
Дмитрий Март

«35 — цифра серьёзная!»- печально вздохнув, говорит бессменный лидер и солист группы «Любэ" Николай РАСТОРГУЕВ

Оглавление

Группу «Любэ» можно смело назвать и культовой, и легендарной. Она была создана в 1989 году, то есть еще во времена СССР. Вопреки устойчивому мнению, её основал вовсе не Николай Расторгуев, а продюсер и композитор Игорь Матвиенко, который работал в студии популярной музыки «Рекорд».

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Именно в голове Игоря Матвиенко 35 лет назад родилась идея сформировать выходящий за стандартные в ту пору творческие рамки коллектив совершенно нового формата с участием «ребят с нашего двора».

В общем, пацанов, как сегодня принято говорить. Большая часть музыки написана самим Игорем Матвиенко, тогда как авторы песенных текстов — Александр Шаганов и Михаил Андреев.

Впрочем, не секрет, что у многих «Любэ» ассоциируется прежде всего с Расторгуевым. Хотя его могли вовсе и не взять. В конце 80-х Николай работал в ВИА «Рондо», но через полгода ушел, оставшись без работы.

А он дружил с Сергеем Мазаевым, солистом ВИА «Здравствуй, песня». Тот сказал, что перешел в «Автограф», так что худрук ансамбля «Здравствуй, песня» Игорь Матвиенко ищет ему замену.

Расторгуев, естественно, решил попытать счастье. Однако он сильно отличался от других претендентов. Был коротко стрижен, тогда как в ту пору требовались длинноволосые музыканты.

К тому же Николай явно страдал от избыточного веса. И хотя он спел блестяще, прослушивание было провалено. Однако Расторгуев уговорил Матвиенко прослушать его еще раз.

Николай Расторгуев с Игорем Матвиенко (справа). Фото из архива "7 секретов"
Николай Расторгуев с Игорем Матвиенко (справа). Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Название группы придумал Николай Расторгуев. Он рассказал, что слово «любэ» знакомо ему с детства. На молодежном сленге оно означает «любое», «всякое» и «разное».

А ведь новому музыкальному коллектива как раз было важно показывать, что в своем творчестве ребята не зациклены на каком-то одном жанре, а готовы исполнять произведения разного направления. Чем они и занимаются уже 35 лет. Самыми первыми песнями стали «Люберцы» и «Батька Махно». Позже были записаны и другие вещи, ставшие со временем невероятно популярными.

Для будущих мегахитов «Атас» и «Не губите, мужики» в Театре Советской Армии была взята военная форма образца 1939 года, которая вскоре стала фирменным стилем коллектива. В марте 1989 года состоялся первый гастрольный тур. Отметим, что группа «Любэ» не раз выступала и в Риге.

Коля в детстве. Фото из архива "7 секретов"
Коля в детстве. Фото из архива "7 секретов"

Начало конца

- Николай, с какими чувствами встречаете 35-летие ансамбля? - спросили у Расторгуева на пресс-конференции в Москве, посвящённую славному юбилею. Предлагаем свою версию вопросов и ответов.

- Знаете, когда у меня спрашивают, верю ли я в цифру 35, то отвечаю с большой уверенностью: «Верю!» Потому что за плечами очень большой и трудный путь. Так что 35 лет — цифра действительно серьезная.

Хотя время пролетело невероятно быстро. И это тоже правда. Наверное, таково свойство человеческой психики так воспринимать время. Что-то вокруг постоянно происходит, но как-то некогда обратить на это внимания, а потом оказывается, что уже четверть века прошло...

Что я сейчас чувствую? Не хочу сказать, что 35 лет - это начало какого-то нового этапа. Скорее, это начало конца (усмехается). Понятное дело, что для меня «Любэ» уже до гробовой доски. Не уходить же. Да и что еще мне делать? Другого «выхода» для себя не вижу.

Николай в ВИА «Лейся, песня» - на переднем плане. Фото из архива "7 секретов"
Николай в ВИА «Лейся, песня» - на переднем плане. Фото из архива "7 секретов"

- Немалый резонанс вызвал сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». До сих пор гуляют слухи, что вы были членом люберецкой группировки. Якобы отсюда и название группы «Любэ».

- Нет, я никогда не был хулиганом. Я был самым обычным советским мальчиком. Мы росли добрыми, отзывчивыми и дружными ребятами. Воспитывались в правильной обстановке, ходили в правильные музеи, смотрели правильные фильмы, брали правильные книги. Чтение было само собой разумеющейся вещью. Нас никто не заставлял это делать.

Меня растили в строгости. В основном этим занималась мама. Потому что папа (работал водителем — Прим. ред.) постоянно пропадал. Он был вечно «где-то на работе».

Наверное, так было и в большинстве советских семей. Так что я был в полном распоряжении мамы. Мне, не скрою, частенько доставалось. Как и моей сестре.
Мама из большой семьи, где без этого невероятно сложно было навести порядок.

К тому же, как известно, раньше существовали другие подходы к воспитанию подрастающего поколения. Подзатыльник не считался избиением ребенка. Или шлепок по заднице. Это была норма. Я имею в виду легкое физическое воздействие. Но все понимали, включая самих детей, что все делается для их же блага.

Фирменный военный стиль не меняется уже треть века. Фото из архива "7 секретов"
Фирменный военный стиль не меняется уже треть века. Фото из архива "7 секретов"

Занимается любимым делом

- В течение нынешнего года у вас запланировано невероятное количество концертов. Как вы выдерживаете такой график?

- Так мы люди привычные. Да и здоровье пока позволяет. С другой стороны, основную трудность обычно доставляют не концерты, а переезды из одного города в другой.

А вот сами выступления приносят только удовольствие. Потому что мы занимаемся любимым делом. Знаете, когда работа у человека любимая, то он даже о деньгах не думает. Ему все в радость. Так и у меня.

А если что-то и раздражает, то, как правило, это связано с техническими неприятностями. Звук плохой, что-то отказало. Всегда хочется, чтобы все прошло идеально. Хотя часто об идеале приходится только мечтать. Что ж, зато есть, к чему стремиться.

В любом случае, на своей работе я как на отдыхе. И, кстати, никогда не отмечаю дни рождения или юбилеи. Вот это меня точно утомляет. Нет, лучше лишний раз выйти на сцену.

В общем, мне по жизни страшно повезло. Такая классная работа. Невероятное везение! В этом смысле я считаю себя даже не очень успешным, а именно очень удачливым. Потому что для мужчины, как известно, самое главное — это его работа. И мне тут, повторяю снова и снова, точно сильно повезло.

- Хотя Игорь Матвиенко мог вас и не взять...

- Я попал к нему с помощью наезда. Когда из ВИА «Здравствуй, песня» ушел Сергей Мазаев, Игорь точно не хотел меня брать, потому что представлял на месте нового солиста совсем другого исполнителя. Но в день прослушивания им нужно было отправляться на гастроли. «Я еду с вами!» - я четко заявил Матвиенко. Причем очень грозно.

Говоря прямо: я тогда попросту наехал на него. У меня был такой напор, что он сдался. Мой наезд был обусловлен тем, что я долгое время находился без работы.

И сильно нуждался в деньгах. У меня уже была семья. Хотя по жизни я человек очень скромный, но тогда меня буквально прорвало. Зато благодаря наезду получил любимую работу. И понеслось!

С нынешней супругой Натальей. Фото из архива "7 секретов"
С нынешней супругой Натальей. Фото из архива "7 секретов"

Сон — лучшее средство

- Как бережёте голос?

- Этот вопрос непосредственно связан с одним из предыдущих — по поводу жесткого графика. Лучший способ поберечь голос — дать ему как следует отдохнуть.

А для этого нужно хорошенько высыпаться. Как я говорил, самые большие нагрузки у нас от переездов. Тут все зависит от менеджеров и организаторов. Транспортная логистика — сложная штука.

Стоит только где-то застрять — и весь график ломается. Даже если тебе забронировали хороший отель, все равно не высыпаешься, поскольку вовремя не ложишься. А значит, уже не отдохнешь как следует.

Кто от этого страдает в первую очередь? Как раз голос. Бессонные ночи сильно вышибают. Тогда ты уже просто не звучишь так, как надо. Это я говорю исходя из своего большого опыта.

С другой стороны, сегодня грех жаловаться. В 80-х годах, когда я работал в различных вокально-инструментальных ансамблях, мы часто давали по два концерта в день. А бывало и три концерта на той же площадке.

Причем это была норма нашей гастрольной жизни. Если у нас был один концерт, то мы спрашивали, почему так мало... Помню, на БАМе в 1979 году в день мы дали и вовсе 11 концертов. Одиннадцать! Начинали в 9 утра, а заканчивали глубокой ночью...

Обложка первого студийного альбома. 1991. Фото из архива "7 секретов"
Обложка первого студийного альбома. 1991. Фото из архива "7 секретов"

Рад, что выгнали из института

- В «Крокусе» в честь юбилея у вас было только два концерта. Получается, маловато...

- А какой смысл давать больше? Все зависит от денег. Как говорится, дело не в количестве, а в качестве. Раньше мы постоянно выступали, потому что платили не очень много. Вот и старались выживать. Раньше вообще была иная жизнь.

- А когда начали выступать?

- Увидел в десятом классе играющих ребят, и мне понравилось. Это был хороший способ заработать. Вот я и решил заняться музыкой. Хотя не думал, что она станет моим основным занятием.

После школы даже поступил в институт (Московский технологический институт легкой промышленности — Прим. ред.). Как тогда и было положено. Правда, учиться было крайне неинтересно, вот меня оттуда и благополучно выгнали.

Недавно встретил нового ректора этого вуза. Он сказал, что в курсе, что я у них учился. Я пожал ему руку со словами: «Спасибо, что меня выгнали. Благодаря вам я стал тем, кем я сейчас являюсь. Низкий вам за это поклон!»

С внучкой Софией Фото из архива "7 секретов"
С внучкой Софией Фото из архива "7 секретов"

Многие песни не докручены

- В «Крокусе» практически не прозвучало новых песен...

- Секрет тут в том, что мы специально отбирали старые вещи. За 35 лет у нас накопилось очень много всего. Да, можно сделать концертную программу и назвать ее новой.

Но в действительности она не будет таковой, поскольку все песни уже давным-давно известны. Люди их реально любят. Сужу, опять же, по своему большому опыту. Так что можно смело сказать, что мы пошли навстречу публике.

В каждом альбома «Любэ» масса потенциальных хитов, но выстреливает только одна песня. Или две. Хотя возможных хитов порой пять и даже более. Но они годами остаются в тени.

С этим приходится мириться. Все 35 лет. Многие вещи явно не докручены, к сожалению. Хотя они известны, они на слуху, но все же не выстрелили как следует.

Что касается новых песен на концертах, то я давно уже понял, что их очень опасно исполнять. Если их ранее никто не слышал, то и тут никто не услышит. И тогда может произойти самая неприятная вещь — они никогда не зайдут.

Вот почему новые песни мы сначала предварительно хорошенько раскручиваем. На радио и в других местах медиапространства. И только после того, как люди к ним привыкнут, их можно исполнять на концертах.

Это мое глубокое убеждение. Я присутствовал на концертах звезд мирового уровня. Так что знаю, о чем говорю. Могу привести отрицательный пример. Возьмем, скажем, концерт Стинга в Москве.

Я побывал на нем. Прозвучали песни из нового альбома, которые еще никто не слышал. В итоге было два хлопка. Я подозревал, что так и будет. Люди ждали старые хиты, а, не услышав их, встали и ушли.

Сами понимаете, я бы не хотел повторить такую ошибку, - улыбнулся Николай Расторгуев, который недавно, 21 февраля, тихо и скромно отметил свой 67-й день рождения.

- Поздравляем с юбилейным годом, желаем дальнейших творческих успехов!

Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен