Уже третье столетье в этом семействе выбирают своим путём благороднейшую из профессий. А основателем династии стал фельдшер из Ольховки Чудинов Николай Иванович, 1882 г.р.
ОСУДИЛИ ПО ДОНОСУ…
Так часто бывает, что, встречаясь с одним человеком, узнаёшь от него целую историю про их род. Так получилось и на сей раз. Познакомилась с опытнейшим фельдшером района Ниной Алексеевной Исаевой, трудящейся в посёлке Кооператор, и во время разговора уже от неё узнала, что ещё их дедушка Чудинов Н.И. спасал людей в Ольховке и Нижней Матрёнке.
Я с огромным восхищением отнеслась к своей собеседнице, когда узнала, сколько ей лет и что из них 52 (!) — стаж работы. (Выглядит же медик лет на 20 моложе, честь ей и хвала).
Только обо всём — по порядку. Родилась Нина в Отскочном, там до сей поры родственники проживают. И мне захотелось испытать судьбу: вдруг, думаю, кто-то из них хранит хоть какие-то сведения о деде-прадеде. Все-таки на селе фельдшер — первый человек наряду с учителями и священниками, а уж в начале прошлого века — и говорить нечего.
Повезло! Один из внуков медика — Владимир Егорович Глотов — живёт в Отскочном и бережно хранит всё, что осталось от деда. Владимир рассказал и о тяжёлой судьбе фельдшера, когда его в 1937-м по доносу осудили по 58-й статье (политической). Медика освободили перед самой войной, потом реабилитировали, о чём свидетельствует его членский билет №043278, выданный ему 21 февраля 1941-го года Профсоюзом работников медико-санитарного труда юга, а вступил доктор в него в 1934-м, трудовую деятельность начал в 1906-м году.
И в годы Великой Отечественной войны Н.И. Чудинов лечил земляков в родном селе и соседнем. (Наверняка и в Первую мировую тоже).
ОСТАЛИСЬ ОТ ДЕДА ЧЕМОДАНЧИК И ПЕНСНЕ
— Я сын самой младшей дочери нашего фельдшера — Клавдии, — рассказывает В.Е. Глотов о себе, — всего ж у него их шестеро было: 4 сына и две дочери. Сыновья во время войны Родину защищали: кто без вести пропал, кто в блокаду Ленинграда погиб, дедушка по возрасту не призывался на фронт. Мне не довелось с ним пообщаться: умер в самом конце 50-х гг., похоронен в Нижней Матрёнке, а я родился позднее. Точно дату его ухода не назову, а вот бабушка наша Евфросинья Лаврентьевна, пережила его, именно она сохранила документы мужа, некоторые вещи и инструменты. И я берегу их.
Собеседник рассказал, что рабочий чемоданчик фельдшера, с которым тот когда-то работал, напоминает деревянный сундучок, он даже пустой — довольно увесистый, а уж с медикаментами и подавно. А деду приходилось пешком каждый день ходить из Ольховки в Нижнюю Матрёнку и обратно, да ещё по домам. (В 1869-м г. в Н. Матрёнке была открыта земская больница на 12 коек. Потом её перевели в имение князя Вяземского Лоторево в 1904-м, а чуть позднее по просьбе населения Ольховки, Н. Матрёнки и Дмитриево-Дурова в Нижней, в части здания прежней больницы, открылся амбулаторный пункт с доктором и фельдшером. Именно им, скорее всего, и был Н.И. Чудинов. — Прим. авт.).
Из своего детства Владимир помнит наполняемость чемоданчика различными микстурами в виде порошков в свёрнутых бумажечках, лежали тут и стеклянные шприцы, ванночки для их кипячения, пинцет. Только их после смерти бабушки стали потихонечку брать на игрушки внучата. Так чемоданчик и пустел постепенно…
— Особенно хочу сказать про пенсне деда. Оно выглядит даже век спустя замечательно. Уже трое моих сыновей в него играли, если проглядишь, бывало. Раскрасят стёкла в чёрный цвет, налепят их себе на нос — вот вам Кот Базилио… Но документы деда — паспорт и членский билет, что в чемодане лежали, храню свято.
По словам В.Е. Глотова, в его семье никто не пошёл по стопам дедушки. У его ж тётушки Лидии, предпоследней дочки сельского медика, наоборот, каждый выбирает этот путь!
СТАНЕМ ФЕЛЬДШЕРАМИ, КАК ДЕДУШКА
Вот вышеназванная героиня Нина Алексеевна Исаева и её старшая сестра Надежда и есть внучки ольховского фельдшера. Они, хорошо учащиеся в школе, из своих ровесников были практически единственными тогда в Отскочном, кто стал медиком.
— Сестра по распределению уехала — страшно сказать куда — в Якутию! И там фельдшерствовала, потом переехала поближе, в Псковскую область. Я ж после Липецкого медучилища с 1972-го по 1986-й работала по направлению в Ржавце заведующей ФАПом, — с теплотой вспоминает Нина Алексеевна начало своей деятельности. — Если сравнить нынешний подход к нашему делу и тот прежний — просто небо и земля. Но тогда мы об этом не думали, так трудились все мои коллеги.
Нина вспомнила свой первый день. Призналась: неуверенно себя чувствовала среди многочисленных пациентов, пришедших одни на самом деле полечиться, а другие просто посмотреть на новую медичку. До сей поры собеседница помнит, что на её попечении были 550 человек (сейчас, к примеру, в Ржавце фактически проживает 21 житель).
— Я на медпункте работала одна, медсестры не было, только санитарка. Мне ж надо было успеть всех принять, потом по домам больных навестить и прививки сделать ребятишкам. Семьи были тогда огромные: по 13 и даже 14 детей. Приходилось не раз роды на дому принимать. Вот в такие моменты точно страшно, ведь ты единственная, кто может женщине помочь.
С 1986-го Нина Алексеевна проживает в п. Кооператор и здесь заведует ФАПом. Местные жители с огромной теплотой отзываются о своём докторе. Хоть и сказала она во время нашего разговора, что сейчас облегчился их труд, но всё равно фельдшер во все века и времена днём и ночью на посту. Даже за те полчаса, что мы разговаривали, ей несколько человек позвонили по телефону и, разумеется, пришли за помощью на ФАП.
— Работаю с 8 часов до 15.42 минут, но ведь боль о нашем графике ничего знать не хочет. Сейчас скорую вызываем, а ранее на попутках приходилось отправлять пациентов в больницу.
Ещё хочется добавить — на личном транспорте Исаевых. Муж собеседницы Анатолий Григорьевич (ныне покойный), служивший в милиции, никогда супруге не отказывал в помощи: на «Москвиче» односельчан много раз возил к докторам в Добринку. Даже когда Нина получила права, её водительский стаж — 30 лет, по-прежнему ехал сам.
— Он всегда поддерживал меня, никогда не говорил, как надоели твои ночные гости. А ведь часто люди днём боль терпят, к ночи ж она становится нестерпимой, вот и прибегают. Бывали и курьёзы. Например, муж уже спит в зале на диване, задремав под телевизор, как его просит моя пациентка: «Пододвинься, Толик, меня Нина поглядит». И заваливается рядом с ним…
МЕДИКИ В ЧЕТВЁРТОМ ПОКОЛЕНИИ
Династию медиков продолжили три дочери Нины Алексеевны, получившие медобразование. Ирина трудится лаборантом в областном тубдиспансере, Светлана была патронажной медсестрой в Киньшино, но ФАП там закрыли, и она теперь на медпункте помогает маме.
— Мы ещё в Ржавце ходили к маме на медпункт, — рассказывает приехавшая навестить маму дочка Наталья, 11 лет отработавшая в роддоме, — рано научились делать перевязки и оказывать первую помощь, — так что у нас с сёстрами и вопроса после школы не стояло, куда пойти учиться.
На самом деле медицина в этом семействе проросла через века. У бабушки Нины 4 внука, 2 внучки и один правнук. Так из четверых внуков-мальчишек двое выбрали медицину. Дмитрий спасает людей в Воронеже, а Денис — в Липецке. Ребята тоже в детстве играли у бабушки в гостях в докторов и больных, причём вместе с нею.
Подвижные внучата или их друзья могли на улице запросто получить травму, поэтому бабушка и их, как своих дочек когда-то, тоже рано научила делать перевязки и накладывать правильно жгут.
— Приходилось многие вопросы разбирать с ними, когда ребята учились, — продолжает Нина Алексеевна, — в том числе и акушерство, несмотря на то что мальчишки. Консультировала по всем вопросам.
ТАКАЯ РАБОТА НЕ ДАЁТ СТАРЕТЬ!
Поинтересовалась у Нины Алексеевны рецептом активного долголетия. И она вместе с дочкой Натальей в один голос сказала:
— Работа не даёт стареть! Я было засобиралась на отдых, но земляки стали уговаривать: «Как же мы без Вас?!». Так что пока тружусь.
Н.А. Исаева следит за собой, помня неписаную заповедь: доктор лечит, в том числе, и своим внешним видом. Она постоянно посещает бассейн «Жемчужина».
— И советую остальным жителям Добринского района ходить в него, ведь во время плавания работают все мышцы, — говорит медик с более чем 50-летним стажем.
Сейчас сельский фельдшер, любящая с детства учиться, повышает свою квалификацию в Центре последипломного обучения. Помимо прочего, моя собеседница — одна из участниц художественной самодеятельности. Поёт в хоре, причём не только в местном, но и «гастролирует»: находясь на отдыхе в санатории, завоевывала не раз там призы за исполнение песен.
Ещё без Нины Алексеевны вряд ли можно представить кооператорские новогодние постановки. Так, в этот раз она всех поздравляла в образе … Бабки Ёжки.
Как только об этом я узнала, вспомнила сказку из детства, где Баба Яга напевала: «Люблю я мальчиков и девочек…». Тоже можно сказать и про нашу героиню: если б не её любовь к делу и людям, их ответное уважение к своему сельскому доктору, вряд ли бы стаж работы был таким долгим. Да и главной своей наградой за труд Н.А. Исаева считает искреннюю благодарность от земляков.