Представители правящей династии Романовых по-разному покидали земную юдоль. Кто-то тихо и мирно, кто-то трагически, а кто-то жутко и мучительно. Разными были и слова, произнесённые ими на пороге смерти. Одни удивляют своей загадочностью, иные – необыкновенной возвышенностью, от третьих же по коже ползёт мороз. В этой статье предлагаем вспомнить, о чём думали, что чувствовали и что говорили перед гибелью члены Дома Романовых.
Одним ноябрьским утром 1796 года Екатерина II проснулась, как обычно, в семь утра и выпила чашку крепкого кофе. По воспоминаниям камер-юнгферы (девушки, помогавшей государыне при одевании) Марьи Перекусихиной, императрица была в прекрасном расположении духа. Перед тем как уйти в гардероб, она сказала, что «давно такой приятной ночи не проводила». Когда государыня не вышла из своей уборной через полчаса, слуги «пришли в беспокойство» и решились заглянуть в гардероб. Там на полу они обнаружили хрипящую Екатерину с багровым лицом, у неё случился инсульт. Несмотря на все попытки врачей помочь самодержице, она проведёт 12 часов в агонии и скончается на рассвете.
О последних словах Павла I ходит множество легенд. Самой правдоподобной версией выглядит воспоминание одного из заговорщиков, военного деятеля Леонтия Леонтьевича Беннигсена. Расправа над императором произошла мартовской ночью 1801 года. В половине первого ночи 12 пьяных офицеров вломились в опочивальню государя и попытались заставить его отречься от трона. Павел отказался, за что был избит (удар по виску тяжёлой табакеркой). Беннигсен рассказывал, что выходил проверить караул, а когда вернулся, Павла уже душили офицерским шарфом. Последнее, что сдавленно произнёс император, было: «Господа, ради всего святого... пощадите меня... дайте мне время... помолиться... Богу...».
Сын покойного государя Александр Павлович, по слухам, знал о готовящемся заговоре против отца, но не помешал ему, за что всю оставшуюся жизнь винил себя. Сам он отдал богу душу в 1825 году в возрасте 47 лет. Причиной его скоропостижной кончины стала болезнь: тиф, холера или сильная простуда. Александр Пушкин написал такую эпитафию: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге». По некоторым свидетельствам, в горячечном бреду Александр I бессвязно пробормотал: «Чудовища... Неблагодарные...».
Его брат Николай I, получивший при жизни прозвища «кровавый», «палач» и «Палкин», умер в феврале 1855 года от отёка лёгких. Ухаживавшая за угасающим государем фрейлина Анна Тютчева позже написала в своём дневнике, что Николай I принял последнее причастие и громко произнёс: «Господи прими меня с миром!», а затем поручил своему духовнику жену. Самой же Александре Фёдоровне он сказал: «Ты всегда была моим ангелом хранителем, с того мгновения, когда я первый раз увидел тебя и до этой минуты». После этого они взялись за руки и замолчали.
Первого марта 1881 года на сына Николая I императора Александра II было совершено покушение. Член террористической организации «Народная воля» Николай Рысаков бросили бомбу под лошадей царского кортежа. Взрывом ранило членов конвоя и случайных прохожих, император не пострадал. Вместо того, чтобы укрыться в безопасном месте, Александр решил поговорить с пойманным террористом, а затем вернулся к месту взрыва. Этим воспользовался незамеченный жандармами подельник Рысакова. Игнатий Гриневицкий кинул самодельный снаряд под ноги императору. Взрывная волна отбросила государя и, раненный, он прошептал: «Несите меня во дворец… там… умереть». Это были его последние слова. Царя Освободителя увезли в Зимний дворец, и там он скончался от полученных травм.
На жизнь его сына Александра Александровича, получившего прозвище Миротворец, также покушались. Первый теракт планировали совершить в годовщину смерти Александра II в марте 1887 года, но из-за внутренних размолвок народников он так и не состоялся. Однако уже через год террористы подорвали царский поезд. Взрыв разворотил семь вагонов, было много жертв среди прислуги. Сама же царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, почти не пострадала. По слухам, государь удерживал обвалившуюся крышу на своих плечах, пока не подоспела помощь. Произошедшее сильно покосило здоровье Александра III, сказавшись на его пояснице и почках.
Развивавшаяся болезнь почек сгубила императора в 1894 году. Он умирал в присутствии жены, детей и невестки. Увидев, что отцу становится хуже, 16-летний Михаил подошёл к нему и стал гладить его руку. Александр III поднял на него глаза и мягко сказал: «Душка…». А затем добавил: «Тяжело, очень тяжело».
Всё это происходило на глазах 26-летнего цесаревича. Тогда Николай II и представить себе не мог, какая страшная гибель ждёт его самого и его семью. 17 июля 1918 года Романовых вместе с ближайшими слугами приведут в подвал Ипатьевского дома в Екатеринбурге и расстреляют. Существует несколько версий того, что успел сказать ошеломлённый император. Согласно первой, после озвученного смертного приговора Николай повернулся лицом к семье, а затем, как бы опомнившись, обратился к коменданту: «Что? Что?». По другой, он произнёс: «А?» или «Как? Как? Перечитайте». Как бы там ни было, все эти варианты передают ужас изумления и понимание того, что твоя жизнь и жизнь близких людей через миг оборвётся.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!