А. Е. ЩЕМЕЛЕВ: «Нельзя было рушить всё подряд»
К 55 – летию Ледмозерского леспромхоза
Мой собеседник Алексей Евдокимович ЩЕМЕЛЕВ, в прошлом – один из руководителей Ледмозерского леспромхоза.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
- Родился я в Белоруссии 14 октября 1945 года. Родители работали в колхозе, в семье было шестеро детей, жили бедно. Когда мне было шесть лет, семья по вербовке переехала в Карелию – в посёлок Попов Порог Сегежского района. Отец работал плотником, а мать на разных работах. В местной школе закончил 8 классов. Учился хорошо, особенно нравилось на уроках немецкого языка. Может быть, потому что учительница была молоденькая, симпатичная и мы, мальчишки, были в неё влюблены, готовились только к её урокам. К концу учёбы в совершенстве владел немецким языком. До сих пор помню стихи, которые мы учили. Очень жалко, что это был не английский язык, сейчас он более востребован, и я бы его совершенствовал до сих пор.
- Кем вы мечтали стать?
Мечтал стать лётчиком, но финансовое положение семьи не позволяло. Поступил в ремесленное училище, получил специальность слесаря по ремонту автомобилей и тракторов. Четырём выпускникам из двух групп дали самый высокий 4 разряд, в том числе и мне.
Вернулся в Попов Порог, немного поработал бригадиром – механиком и призвали в армию. Три года служил механиком – водителем в танковых войсках.
Демобилизовался и поступил в Петрозаводский лесотехникум, учился пять с половиной лет. По распределению приехал в посёлок Ондозеро. Отсюда руководство леспромхоза направило меня на очное отделение Ленинградской лесотехнической Академии.
- Как оказались в Ледмозере?
В 1977 году, получив диплом о высшем образовании, приехали с женой в Ледмозеро. Посёлок понравился. Живое место – строили дома, молодёжь кругом, шикарный нижний склад. Ледмозерский леспромхоз в это время был филиалом Ругозерского леспромхоза, руководил предприятием АЛЕКСЕЕВ Дмитрий Иванович. Год отработал главным инженером и семь лет - главным механиком. А затем директор леспромхоза Василий Иванович ТОКАРЕВ предложил должность заместителя директора по кадрам и быту. Хозяйство было большое: два лесопункта и нижний склад, в них трудились 1450 человек. На балансе леспромхоза были также детские сады, жилищно – коммунальное хозяйство, производственный быт – организация котлопунктов в лесу и на нижнем складе, водопроводные, тепловые и канализационные сети. Ведь тогда были задействованы и отапливались все восьмиквартирные дома, работала новая котельная. Так что объём работ у меня был обширный. Занимались подбором кадров рабочих, инженеров. Инспекторами отдела кадров работали ГОНЧАРОВА Вера Аркадьевна и ПЛЕСЕЦКАЯ Галина Васильевна.
- Как выполняли Продовольственную программу?
- В то время была установка – каждое лесозаготовительное предприятие должно иметь своё подсобное хозяйство, чтобы обеспечить своих работников экологически – чистым продуктом. И вторая задача – обеспечить жителей молодняком поросят. Надо было вырастить и продать населению полторы тысячи поросят.
На свиноферме в Тикше был самый высокий уровень механизации, установили электроовощерезки, автопоилки, электросаморезки, электрозапарники для приготовления кормов, транспортёры, центральный водопровод и т. д. – все процессы были максимально механизированы. Создали бытовые комфортные условия для работающих: водопровод, канализация, душ. Приезжали люди из других районов, чтобы перенять наш опыт.
Занимались картофелеводством, подготовили 180 гектаров сенокосных угодий.
В Ледмозере построили теплицу площадью 1250 квадратных метров с отоплением, освещением и автоматической поливкой. Для привлечения к труду учащихся построили в Тикшинской школе теплицу.
Начали строить молочную ферму на 200 голов коров. Здание было готово, но тут грянула перестройка…
- Шестнадцать лет вы работали главным инженером леспромхоза. Какие остались воспоминания?
- В мои обязанности входила организация всего производства, а производство - то огромное. Годовой план – заготовить, вывезти, раскряжевать, погрузить в вагоны триста тысяч кубометров древесины, добыть тысячу тонн живицы, пять тысяч тонн пневого осмола; произвести 28 тысяч кубометров технологической щепы. Работали три пилорамы, для них тоже был план: пять тысяч кубометров досок, две с половиной тысячи кубометров клёпки заливной для изготовления бочек, пять тысяч кубометров тарной дощечки. Выпускали вагонку, половые доски. Из сухостойной древесины по финской технологии изготовляли жилые дома. Делали дома из круглой калиброванной древесины.
Строили ежегодно по 8 – 10 километров лесовозных дорог. Строили дороги и в Тикше, вплоть до лесосек посёлка Боровой Юшкозерского леспромхоза.
Всё производство зависело от работы главных производственных объектов : ремонтно – механических мастерских - РММ. В работе была задействована техника: 25 лесовозов, около 100 тракторов разных типов - трелёвочные, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, а также самосвалы и автобусный парк. На нижнем складе 13 кранов ККС -10 и 2 тридцатитонных ЛТ – 62, которые могли одним приёмом за 15 – 20 секунд выгрузить целый лесовоз хлыстов в объёме 25 кубометров.
От механиков и ремонтной службы РММ зависел выпуск на линию авто - тракторной техники и кранового хозяйства. Хочу вспомнить ЛАВРЕНТЬЕВА Виктора Дмитриевича, старшего механика и КАЛИКИНА Ивана Степановича, механика Тикшинского РММ. В наших гаражах, лесопунктовском и нижнего склада, работали КИРЬЯНОВ Семён Яковлевич – старший механик лесопункта, ДАВЫДОВ Владимир Павлович, БОНДАРЕВ Владимир Михайлович – старший механик нижнего склада и многие другие. Всеми механиками руководил главный механик леспромхоза СЕРГЕЕВ Сергей Егорович.
Высокий коэффициент технической готовности обеспечивали работники различных профессий, назову лишь некоторых: Николай ПОКУТНИЙ, Василий МАКАРЕВИЧ, Владимир АРТАМОНОВ, Валерий ПУРШЕЛЬ, Леонид КИВИСАЛО, Михаил СТЕЦКО, Валентин ЕФИМОВ и многие - многие другие, всех не перечислишь. Эти рабочие – настоящие профессионалы своего дела.
- Какой общественной работой вы занимались?
- Несколько лет я был пропагандистом, вёл кружок, в котором занимались коммунисты Ледмозерского лесопункта и нижнего склада. Районный комитет партии присылал программу, учебный план. Я тоже был коммунистом. На занятии обсуждали политические и экономические вопросы, касающиеся жизни нашей страны, республики, района и нашего предприятия.
Было хорошее начинание - вести среди школьников профориентационную работу для привлечения их в будущем на рабочие места в РММ, на нижний склад, на стройки объектов соцкультбыта. Начали проводить подготовку и аттестацию рабочих мест, куда в дальнейшем планировали пригласить школьников. Было организовано обучение водителей автомобилей категорий В и С. Для теоретического и практического обучения оборудовали автокласс со всеми наглядными пособиями, агрегатами и автодром. Это хорошее начинание не было завершено – наступила перестройка, никому стало это не нужно.
- Я помню, что в леспромхозе проводились заседания товарищеского суда…
- Да, был товарищеский суд, председательствовал Владимир Васильевич ЖЕРНОСЕК. На его заседания вызывались пьяницы, прогульщики. В советское время было так: если человек не работает две недели, значит - тунеядец. С такими велись воспитательные беседы. Если это не помогало, привлекали к принудительному труду.
К слову сказать, народный контроль в советское время выполнял функцию контроля деятельности руководителей предприятий и других подразделений. Я считаю, что подобная структура и сейчас, в наше время, снижала бы уровень противоправных действий чиновников.
- Как получилось, что вы оказались на работе в ЖКХ?
- В доперестроечное время все расходы по содержанию соцкультбыта лежали на плечах леспромхоза. Жители за отопление, водопровод, канализацию платили мизерную плату, кроме электроэнергии, и все убытки покрывал леспромхоз. Когда началась перестройка, было провозглашено, что каждый должен заниматься своим делом, то есть леспромхоз – только производством. Создали жилищно – коммунальную структуру и от леспромхоза это отошло. Началась нестабильность в подаче тепла, воды и водоотведения. Заморозили все тепловые и водопроводные сети посёлка и саму котельную.
Директор леспромхоза Александр Александрович САВИН на полгода отправил меня в «командировку» - на помощь ЖКХ для восстановления всего разрушенного, а в итоге мне пришлось пять лет поработать директором ЖКХ. Восьмиквартирные дома ещё отапливали, а когда оплата стала расти, люди отказались и сняли батареи. Дела сначала в ЖКХ пошли хорошо, а когда нас умышленно обанкротили, а через несколько лет опять и опять – я ушёл.
- Что вы думаете о необходимости перестройки?
- Перестройка должна была быть, но не в таких антинародных масштабах. Нельзя было рушить всё подряд. Вот представим себе – стоит сарай, в нём подгнили пару столбов. Настоящий хозяин не будет разрушать весь сарай, а заменит лишь гнилые столбы. А мы в огромной стране разрушили всё подряд.
У меня нет ностальгии по коммунистическому прошлому, но надо смотреть на факты. Я не беру весь Советский Союз, возьмём Карелию. За сталинский тридцатилетний период правления была полностью ликвидирована послевоенная разруха. А сколько всего было построено: Беломорско – Балтийский канал, Октябрьская железная дорога, Онежский тракторный завод, Надвоицкий алюминиевый завод, Кондопожский и Сегежский целлюлозно – бумажные комбинаты, Кемский и Беломорский лесозаводы, строились автомобильные дороги, Для снабжения жителей городов, рабочих посёлков, других населённых пунктов карельские совхозы занимались мясомолочным производством, выращивали картофель и овощи - капусту, свёклу, морковь… Всё же было.
А в последующие 60 лет что построено? Тяжбуммаш - теперь Петрозаводск маш, город Костомукша да ГОК. Строят только супермаркеты, а промышленных объектов нет. Леспромхозы, да и вообще почти все производства по всей Карелии разрушены. Хотели в Костомукше построить фабрику нетканых материалов, чтобы создать рабочие места для женщин, но ничего не сделано. Хорошо хоть работает шведско – финско – российское производство АЕК, на котором трудятся 1600 женщин. Я последние 7 лет работаю водителем автобуса, вожу ледмозерцев на работу в АЕК.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Люблю читать всё новое, что связано с техникой, электроникой, изучать различные справочники. Люблю играть в шахматы. Ну, а главное моё хобби – это ремонт автомобилей, своих и чужих. Бывает сложно разобраться в электронике, тогда ищу подсказку в Интернете.
С удовольствием езжу на рыбалку в Ондозеро, но обязательно беру с собой приборы, чтобы отремонтировать телевизор или бытовую технику – местные жители там ждут. Бывает, что на озеро не успеваю выбраться, но без рыбы меня из посёлка ондозерцы не выпустят.
- Какой период жизни дорог для вас более всего?
- Учёба в Ленинградской лесотехнической академии. Я закончил её с красным дипломом, меня оставляли в аспирантуре, но я решил вернуться в леспромхоз, который обеспечил мне учёбу. И вообще - годы учёбы, я люблю учиться и внуков наставляю.
-Вспоминаете о своей малой родине?
- Конечно. И вспоминаю, и люблю бывать в тех местах, где жил – это Белоруссия, Попов Порог, Ондозеро. Тянет в эти места.
- Какие черты характера мужчин Вы особенно цените?
- Честность, порядочность. Не люблю тех, кто льстит и мямлит. Мужик должен быть мужиком. Люблю, когда человек говорит честно и открыто то, что думает, пускай и грубо, пускай даже он тебя и оскорбит, как он считает за дело.
- Вы злопамятны?
- Нет. Отходчивый, зла никогда не держу.
- А какие черты характера Вы цените у женщин?
- Такие, которыми обладает моя жена, Надежда Александровна. Ценю её доброту, спокойствие, никогда не нагрубит, не крикнет, не покажет вида, что ей плохо, что у неё случилось горе или неприятность. Терпелива к людям, никогда не покажет, что этот человек ей неприятен.
С Алексеем Евдокимовичем очень интересно беседовать, на всё он имеет своё мнение, чувствуется бывший руководитель и пропагандист. Я желаю супругам ЩЕМЕЛЕВЫМ крепкого здоровья и семейного благополучия.
Алексей Евдокимович ЩЕМЕЛЕВ 2019 год
Этот материал был опубликован в газ. "Муезерсклес" от 12 сентября 2019 года
P. S.
Вырезка из газеты
9 мая 1981 г. На фото справа налево: Ю. Н. ПАУТОВ, А. Е. ЩЕМЕЛЕВ, Н. Р. ГОЛЕНОК, В. П. ДАВЫДОВ