Те, кто давно на меня подписан, знают историю появления в нашей семье первого афгана, а для тех, кто не в курсе – ссылка на поучительный опыт взаимодействия с волонтерами – внизу.
Сейчас я и мои домашние в курсе всех нюансов этой породы, но двадцать с лишним лет назад, я воспринимала своего первого афгана, как еще одну русскую псовую борзую, только с более длинной шерстью. И по этой причине, два основных момента, которые в последствии стали основной сложностью при общении, мною были упущены.
И первым пунктом стала совсем не шерсть, потому что ее, как мы помним, не было вовсе, а послушание. В самом начале, наши прогулки состояли из…, я бы сказала, пятиминутного выхода на улицу, но на самом деле, в эти пять минут входили и спуск на лифте туда и обратно. Вся процедура занимала не более полутора минут, после чего наш афган пулей летел обратно под одеяло.
Когда же наши прогулки стали более длительными, я обнаружила, что привычки, свойственной практически всем русским борзым, которые у меня были, а именно – возвращаться на то место, откуда убежал, у него нет. Мне миллион раз приходилось слышать об этой особенности афганов, и вот я сама столкнулась с тем, что сделав пару-тройку кругов в компании наших борзых, свободолюбивый афган мгновенно становился глухим и исчезал в непонятном направлении.
При этом, не важно было, происходила прогулка в лесу или в чистом поле. Собака испарялась и ни на какие призывы вернуться – не реагировала. Представьте наше удивление, когда надев привезенный из Америки GPS ошейник, мы увидели, что наш афган преспокойно наблюдает за нашими метаниями, пристроившись возле колеса нашего автомобиля. Воистину - восточное чувство юмора, замешанное на коварстве. Но, наш эпизод скорее из категории счастливых, я знаю много случаев, когда афганы пропадали бесследно.
Поэтому, первой командой у каждого афгана, который появлялся в нашем доме после Степы, была команда «ко мне», а следом за ней «стоять». Вопреки распространенному мнению, афганы очень легко обучаются, но начинать это обучение стоит сразу же, как только щенок появляется в вашем доме. Сейчас я могу сказать, что стабильность выполнения обеих команд у нашего младшего стремится к 10 из 10, и это при том, что ему на данный момент чуть больше года.
А вот второй проблемой стал именно уход за шерстью. Сколько бы я не читала в доступных на тот момент источниках о правилах и способах ухода, я не могла повторить даже элементарное закручивание ушей в папильотки, которые сползали при первом же мотании головой. Я часами сушила шерсть, но рядом с другими собаками опытных афганистов мой всегда выглядел нечесаным растрепой.
Про то, что к афгану должны прилагаться шапки, тапки и прочие сохраняющие шерсть аксессуары, я узнала, только когда мы за компанию взяли его на республиканскую охотничью выставку в Казань. Там я познакомилась с афганистами, которые дали мне координаты московских грумеров и мастера по шитью ботинок, с которым мы сотрудничаем уже два десятка лет. Своего первого афгана я ни разу не щипала сама, у нас была грумер, которая приезжала и приводила его шею и спину в порядок по мере зарастания.
Сейчас, я уже сделала бы по-другому, но тогда была рада, что кто-то может помочь хотя бы в этом. Наш грумер была «пуделисткой», и некоторые нюансы именно самих линий были ей непонятны, и она делала их на свой вкус, опираясь на опыт с другой породой. Кроме всего вышеперечисленного, я не понимала всей значимости хорошего стола, косметики и инструментов. Сушила преимущественно лежа, и волшебное «не досушила», которое слышат от опытных заводчиков все начинающие афганисты, было мне не понятным.
Вывод, который я сделала лично для себя – беря такую сложногрумируемую породу, нужно обязательно выбирать заводчика из числа тех, кто действительно умеет их, афганов, готовить во всех смыслах. Объяснит, как правильно должна выглядеть стойка, как «достать» из собаки выставочный кураж, кто следит за тенденциями в груминге и умеет воплощать это на практике.
Мало купить дорогой шампунь или кондиционер - едва ли не важнее знать, как его правильно применить, уметь подобрать то, что подойдет именно твоей собаке (у всех афганов разное качество шерсти), высушить и уложить. Можно потратить годы и сварить свой «лак Страдивари», но можно просто пройти обучение у грамотного наставника.
Порода сложная, не для новичков, но если суждено и хочется обладать такой собакой – ищите своего заводчика. Это тот случай, когда вам понадобится быть на связи долгие годы. И лучше, если общение будет обоюдоприятным.
История нашего первого афгана - ниже
А истории о занятном характере этих покорителей выставочных рингов - в подборке «Про афганоFF и людей»
Подписывайтесь! С нами – не скучно!