Найти тему

О фильме и Мастере с Маргаритой

Кто только не критикует сейчас фильм Михаила Лукшина "Мастер и Маргарита"! Шквал критики обрушился и на сюжет фильма и на актерский состав, и на взрывающиеся футуристические декорации Москвы.

Порой, зрители, привыкшие к мистическим фокусам профессора черной магии и полетам над Москвой обнаженной ведьмы, даже не хотят вспомнить само произведение Михаила Булгакова.

Откроем тринадцатую главу романа (не случайный номер, не правда ли?).

В одной из комнат московской коммуналки на Мясницкой проживает, лишенный каких либо амбиций, одинокий человек, историк по образованию. Эта комната ему ненавистна, но в силу своего характера он ничего не делает, чтобы изменить свое положение.

Обладая неординарными способностями и в совершенстве зная пять иностранных языков, он ежедневно ходит на постылую работу в музей, где занимается переводами. Именно таким мы видим будущего Мастера в произведении Михаила Булгакова. Актер Евгений Цыганов, сыгравший в фильме Мастера, идеально вписался в этот образ.

В один из дней переводчику вручают на работе злополучную облигацию государственного займа, о которой он, как человек не особо сведущий в финансах естественно забывает.

Случайно опустив руку в корзину с грязным бельем, переводчик натыкается на облигацию и о чудо, выигрывает 100 тысяч рублей! Для сравнения средняя зарплата рабочего в СССР в 1935 году составляла 200 рублей, килограмм мяса – около 8 рублей.

Переводчик бросает свою комнату вместе со службой в музее и переезжает в съемную квартиру, арендовав ее у одного из московских жуликов, именуемых в романе "застройщиками" (Булгаков, браво!).

Хотя квартира и располагается в полуподвальном помещении, зато она изолированная и состоит из двух комнат, причем в передней имеется даже раковина с водой. Переводчик восхищается своим новым бытом: диванами, прекрасной настольной лампой, часами, звеневшими каждые полчаса, и врывающимся с улицы запахом цветущей сирени.

Имея средства к существованию, переводчик начинает творить, он пишет исторический роман о Понтии Пилате и превращается в Мастера.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".

Но многие ли люди, получившие крупный выигрыш становятся счастливыми? Увы, история их жизни "после" как раз говорит об обратном. Так устроена Вселенная, стремящаяся к равновесию. Легко полученные деньги требуют определенной жертвы.

Достаточно вспомнить, как в 1961 году британец Кит Николсон выиграл сумасшедшую сумму эквивалентную 3600 тыс. фунтов стерлингов в ценах 2021 года. Безумные покупки дорогих спортивных автомобилей, драгоценностей и шуб быстро опустошили банковский счет.

После внезапной смерти Кита в автомобильной катастрофе, его жена продолжала с легкостью тратить денеги и вскоре ее признали банкротом. Сама она оказалась в больнице для душевнобольных, чтобы сбежать от побоев третьего мужа, второй ее муж также погиб в автомобильной катастрофе.

Мастер тоже оказывается в списке несчастных людей, которым повезло получить крупный выигрыш.

Работа над романом буксует, и Мастер необыкновенным образом, возможно с подачи самого Дьявола, знакомится с Маргаритой, этакой содержанкой со штампом в паспорте.

В девятнадцать лет она выходит замуж за нелюбимого, но достойного и обеспеченного мужчину. Маргарита живет вместе с ним в пятикомнатной квартире, занимая верхний этаж роскошного особняка в одном из переулков близ Арбата.

Благодаря удачному замужеству она никогда в жизни не прикасалась к примусу и вообще не утруждала себя какой-либо работой. Для этого есть служанка – красавица Наташа, которую не может себе позволить обычный советский человек.

В фильме Мастер представлен модным писателем, повесой, пьесу которого внезапно отменяют, а его самого изгоняют из Союза писателей, отлучив от кормушки.

Юлия Снегирь в роли Маргариты. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".
Юлия Снегирь в роли Маргариты. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".

В этом создатели фильма проводят аналогию с самим Булгаковым, пьесы которого к 1930 году снимают с показов в театрах, а его самого клеймят в газетах за идеализацию белогвардейского движения.

В феврале 1929 года, на масленицу Булгаков в доме художников знакомится с Еленой Шиловской, женой начальника Московского военного округа. Он влюбляется в Елену, а она отвечает ему взаимностью. У них начинается тайный роман, который они тщательно скрывают.

Как и Маргарита, Елена долго не решается расстаться с мужем, который ее очень любил. Только через три года она станет третьей и последней женой Булгакова.

После публичного унижения в Доме литераторов подавленный Мастер идет взглянуть на первомайскую демонстрацию и встречает там Маргариту, которую в фильме мастерски исполнила Юлия Снигирь.

Не смотря на внешне благополучную жизнь, Маргарита (как и реальная Елена Шиловская) остается очень несчастной женщиной. За десять лет супружества, она так и не смогла полюбить своего мужа, хотя и признательна ему за то, что тот безуспешно пытается сделать ее счастливой.

Ведущая богемный образ жизни и не имеющая каких-либо жизненных целей и забот, Маргарита предается мечтам об истинных чувствах и настоящей любви. Дива обращает свой взор на новое для себя явление - Мастера.

Яркая, бесстрашная и лишенная каких-либо предрассудков женщина легко влюбляет в себя писателя.

Мастер считает, что любовь, словно молния, поражает их обоих, но Маргарита, будучи женщиной умной и рассудительной, проходит весь путь от влюбленности до настоящих чувств и эти чувства меняют ее.

Каждый раз, приходя в подвал к Мастеру, она влюбляется в него все больше и больше, а роман, над которым он работает, становится смыслом ее жизни.

При этом Маргарита становится не только источником вдохновения, но и наказанием для Мастера.

Представьте, каково мужчине любить женщину, которая принадлежит ему всего на пару часов в день? Ежедневно с самого раннего утра он с замиранием сердца ожидает ее появления и испытывает неимоверную боль, когда она возвращается к своему мужу.

Мастер совершенно теряет голову от тех чувств, которые испытывает. Внезапная опала, предательство бывших друзей, помноженное на любовь к Маргарите, превращают его в душевнобольного человека. В книге Булгакова он даже забывает имя самой Маргариты.

Отверженного литературным сообществом Мастера отправляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику, а Маргарита, осознав, что навсегда потеряла любимого человека, готова превратиться в кого угодно лишь бы вернуть его обратно.

Реальность и вымысел путаются в голове Мастера, и вскоре мистика полностью поглощает его сознание. Он выдумывает то, чего нет на самом деле – летающую на метле Маргариту, бьющую стекла в московских квартирах, и бал Сатаны.

Аугуст Диль в роли Воланда. Фильм "Мастер и Маргарита".
Аугуст Диль в роли Воланда. Фильм "Мастер и Маргарита".

Бал Сатаны тоже не случайность в произведении. 23 апреля 1935 года первый американский посол в СССР Уильям Буллит устраивает прием в бывшем особняке золотопромышленника Второва. Приглашены 500 гостей самого высоко положения, в том числе и Булгаков со своей женой.

Все началось ровно в полночь и своим размахом поражало воображение. Распустившиеся раньше времени березы в столовой, живые животные в вольерах и летающие диковинные птицы, изысканные яства первой свежести и гости во фраках.

Французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери, показывающий карточные фокусы, и маршал Тухачевский танцующий лезгинку с балериной Большого театра Ольгой Лепешинской. Пили и веселились все вместе: и палачи и их будущие жертвы.

Буллит, удивительно похожий на Воланда, называет Булгакова мастером и любезно общается с Еленой. Вернувшись домой, Булгаков уничтожает готовую главу романа о весеннем бале полнолуния и переписывает ее заново.

Итак, роман дописан и наступает развязка.

Верные любовники добровольно, продав свои души Дьяволу, уходят из жизни и грешникам отказывают в райских наслаждениях.

Сатана, в благодарность за книгу в которой он представлен не кровожадным демоном, а благородным рыцарем вскрывающим людские пороки, помещает их на один из островов Ада.

И хотя положение Мастера и Маргариты намного лучше, чем положение Понтия Пилата, их карма прервана, и они навсегда лишены возможности дойти до состояния просветления.

Они, наделенные самой мощной силой Вселенной – истинной любовью, теперь вынуждены тысячелетиями проживать в затворничестве в своем новом доме с венецианскими окошками.

Маргарита будет оберегать сон Мастера, а он продолжать писать гусиным пером при свечах. Но теперь уже никто и никогда не прочитает его творений. Наступает полное забвение.

Так стоило ли переводчику доставать облигацию из корзины с грязным бельем?

Тест на отцовство

Одинокое сердце

Любовница

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита".

Запрещается без разрешения автора копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данной статьи.

© 07 марта 2024г.

Благодарю за лайк и подписку!