В рамках новомодных тенденций резкой критики мигрантов и людей с миграционными корнями особо рьяные дошли и до врачей. Теперь утверждается, что врачи-мигранты из РФ, Сирии и стран ЕС не могут отличить инфаркт от болей в кишечнике ввиду недостатка немецкого языка. Как разговорный язык влияет на обследование при помощи пальцации, ни журналисты ни поборники немецкого языка не раскрывают.
Действительно, в глазах любителей врачей чисто немецкого происхождения или хотя бы получивших образование в ФРГ (в других странах, по-мнению таких экспертов, образования медицинского-то нет) ситуация сложилась аховая. Так, на конец 2023-го года в ФРГ лечат пациентов порядка 63 000 иностранцев или срециалистов, получивших медицинское образование за пределами ФРГ. При этом в середине 2023-го года общее число практикующих врачей составило порядка 421 000 человек, а общее число врачей (включая тех, кто не работает по специальности) доходит до 558 000 человек. То есть число иностранцев составляет лишь 15% от общего числа практикующих специалистов. Много это или мало - каждый пациент решает для себя сам.
В целом в ФРГ отмечается усиление дефицита квалифицированных специалистов, что вполне объяснимо, тк система образования и здравоохранения в целом ориентирована на приток высококвалифицированных мигрантов, а не покрытие кадровых нужд из собственных резервов. Так, в среднем в год учебные заведения выпускают порядка 11 000 специалистов (в 2022-м году только 8 608), значительная часть которых либо уезжает в другие страны, либо вообще не идет работать по профессии ввиду тяжёлых условий труда (47-48 часов в неделю), низкой оплаты или других причин. Среди тех, кто все-же идет работать в немецкие медицинские учреждения, растет процент тех, кто выбирает неполную ставку.
Конечно, врачи, покидающие ФРГ ежегодно в поисках лучшей доли, пока с лихвой замещаются приезжающими в Германию врачами из других стран (порядка 2000 врачей покинуло страну в 2022-м году и почти 4000 прибыло из других стран). Однако в условиях роста числа пациентов из числа тех же мигрантов других профессий, растут и очереди на оказание медицинских услуг.
Нужно отметить что дефицит врачей усиливается из года в год в условиях растущей численности населения. И эта тенденция, скорее всего, сохранится и далее, поскольку уже сейчас 20% практикующих медиков находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте, а почти 50% врачей уже достигли или перешагнули возрастную планку в 50 лет.
Временным решением проблемы мог бы стать серьезный политический кризис в одной из стран, где медицинское образование находится на высоком уровне. Так, с 2011-го года, в связи с усилением экономической и политической нестабильности в мире, в ФРГ долгосрочно повысился приток врачей-мигрантов до уровня 3-4 тысяч человек в год. В пятерку стран-поставщиков ФРГ специалистов в области медицины входят: Сирия, Румыния, Австрия, Греция и РФ.
Однако, местное немецкоязычное население не в восторге от засилья иностранцев в системе здравоохранения. Считается, что мигранты лечат хуже, не понимают желаний пациентов, чаще совершают ошибки и ставят неправильные диагнозы ввиду неидеального владения немецким языком. Акцент при произношении или грамматические ошибки при построении фраз приводят немцев в бешенство и создают у них ощущение, что мигранты-врачи стали опасным балластом для немецкой медицины.