Найти в Дзене
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 139. Русско-Польская война (часть 24). Штурм Праги. Итоги. 1794 г.

Взятие Праги Суворовым 4 ноября 1794 года.
Взятие Праги Суворовым 4 ноября 1794 года.

Сразу же после боя для генерала-аншефа Суворова разбивают палатку неподалеку от взятого генерал-майором Буксгевденом каменного кавальера. Сюда съезжаются все русские генералы, участвовавшие в штурме. Военачальники радуются как дети, обнимаются, поздравляя друг друга с победой. Никому не верится, что все закончилось в такое короткое время. Суворов требует к себе пленных польских генералов, которым жмет руки и вообще обходится с ними очень приветливо. Затем накрываются столы для высших офицеров русской армии, куда приглашаются и пленные польские штаб-офицеры, принятые также любезно. Вот каково великодушие русских к поверженным врагам! Интересно, как бы поступили с русскими офицерами поляки, если победили бы в этом сражении они?..

После импровизированного обеда все расходятся по своим местам. Всем участникам боя после крайнего нервного и физического напряжения требуется отдых. Многие из генералов и офицеров пребывают на ногах только усилием воли. Сам Суворов в этот день очень болеет и по словам письма к одному из друзей: «едва таскает ноги». Генерал-поручик Иван Евстафьевич Ферзен перемогается уже несколько дней через силу. Генерал-майор Георгий Иванович Шевич страдает лихорадкой с ежедневными пароксизмами. Бригадир Юрий Игнатьевич Поливанов, с самого выступления из Бреста из-за болезни едва может говорить, но это не мешает ему первым с саблей в руке врубаться в ряды неприятеля на всем скаку. Казачий бригадир Иван Иванович Исаев остается в строю не смотря на рану в груди и пулю в руке. Имея в себе неисчерпаемый запас сил, Суворов умеет переливать ее в подчиненных. Именно его энергией все эти генералы имели возможность быть на ногах и успешно выполнять поставленные перед ними боевые задачи. Сейчас же великий полководец получил наконец возможность лечь на расстеленную в своей палатке солому и уснуть.

При палатке генерала-аншефа Суворова находится караул. Поблизости на отдых располагаются разные части войск. Но при этом все соблюдают полную тишину и даже разговаривают вполголоса, чтобы не потревожить сна любимого военачальника.

— Он не спит, когда мы спим, — поясняют сами себе солдаты, — И в жизнь свою еще не проспал ни одного дела.

К ночи же для Александра Васильевича разбивают его любимую калмыцкую кибитку, поскольку было довольно холодно. В этот день Суворов отправляет фельдмаршалу Румянцеву такое лаконичное донесение: «Сиятельнейший граф, ура, Прага наша!»

Итоги сражения: поляки потеряли: 10,000 убитыми и утонувшими, 13,000 пленными. Среди пленных: 3 генерала, 442 офицера. Убито: 4 генерала. Также, русским достается 104 орудия. Потери русских: 2000 убитых и раненых. Из числа пленных, распущено по домам: 6000; отправлено в Киев: 4000. Пленные же косиньеры все отпущены на свободу вместе с другими невоенными.

Многие западные историки утверждают, что пражская победа была достигнута благодаря кровожадности и зверствам русских солдат. И что Суворов не проявил здесь никакого военного таланта, кроме грубой силы. Но это не так. Всем известно содержание диспозиции Суворова перед штурмом, а также, характер и масштаб всех предшествующих сражению приготовлений. Штурмовые действия отнюдь не были разнузданными и хаотичными. Предварительно разделенное на 7 штурмовых колонн воинство Суворова повсюду выполняло задачи поставленные великим русским полководцем. И если в итоге в Праге и случилось масштабное кровопролитие среди гражданского населения, то это произошло в том числе и по вине самих поляков, которые спрятавшись в домах, вели оттуда прицельный огонь по штурмующим.

Причиной быстрого взятия Праги явилась прежде всего необыкновенная энергия русских войск, гораздо превзошедшая энергию явленную при взятии Измаила. Поскольку среди участников пражского штурма было немало измаильских ветеранов, которые взялись за привычное дело умело и споро.

Пражский штурм, в отличие от измаильского, имеет далеко идущее политическое значение. Польская революция была остановлена. Дальнейшая война подсечена.