Это одна из любимых наших с дочерью книг, начиная с ее лет 6, мы прочли повести 2 раза, а аудиоспектакль дочь слушала раз 5. Это сборник веселых рассказов о живой и непосредственной девочке Люсе Синицыной, ученице 3-го класса, ее лучшей подруге Люсе Косицыной и других ребятах.
- Кто автор? Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986)- советская детская писательница, поэтесса, художник, сценарист. По образованию - художник по костюму, защитила диплом по теме «Одежда для летних пионерских лагерей», который нашел применение на практике, и около 10 лет дети в "Артеке" носили форму, разработанную И.Пивоваровой. Наиболее известна своими рассказами про девочек "Однажды Катя с Манечкой" и "О чем думает моя голова".
- О чем книга? Рассказ ведется от лица девятилетней Люськи Синицыной, фанатазерки и непоседы, которая описывает свою повседневную жизнь в школе, дворе и дома. Серия про Люсю включает в себя сборник рассказов "О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса" и повести "Верная собака Уран", "Превращение фарфоровой свинки" и "Барышни Люси".
Волшебство в книге Ирины Пивоваровой заключается в том, что рядовые истории, которые ежедневно происходят в жизни обычной школьницы, превращаются в удивительные забавные приключения. С юмором, легко и увлекательно описывается, например, как ребята чуть не передрались друг с другом, доказывая, что они самое дружное звено, или как на день рождения Люсе почти все ребята дарили книги, от чего она была не в восторге ))
Третья книжка называлась "Как вышивать гладью".
- С чего это ты решила, что я хочу вышивать гладью? - спросила я у Лены.
Но тут мама на меня так посмотрела, что я сразу сказала:
- Спасибо, Лена. Очень хорошая книжка!
Значительная часть рассказов посвящена дружбе-соперничеству двух Люсь. Подружки то не разлей вода, то смотреть друг на друга не могут, думаю многие девочки (большие тоже) были в похожей ситуации. В главе "Как мы с Люськой спорили" они спорят о том, на каком музыкальном инструменте лучше играть:
- А зато на пианино можно в дочки-матери играть!
-А зато скрипкой можно размахивать!
- А зато на пианино можно орехи колоть!
- А зато скрипкой можно мух разгонять!
Дочке больше всего нравится повесть про фарфоровую свинку. Люся Синицына, опять же, чтобы утереть нос задаваке Косицыной и занять первое место на конкурсе лепки, обмазала пластилином игрушечную свинку-копилку и выдала за свое произведение. А дальше ложь нарастала как снежный ком: свинка попала на конкурс, заняла первое место, Люся прославилась на всю школу, у нее брали интервью для школьного радио, ребята из других классов тыкали в нее пальцем. Люся устала от вранья, переживала, что обман вскроется, стала плохо спать, а тут выяснилось, что ее свинку выдвинули на районный конкурс. Пришлось Люсе во всем признаться:
Завтра вся школа будет говорить, какая я обманщица. Все, все, все, от первоклассников до директора школы , узнают об этом. Ну и пусть! Так мне и надо!
А сейчас у меня на душе было легко и весело. Как будто тяжелый груз свалился с моей души, и груз этот лежал сейчас в мешке из-под гуталина.
Никогда! Никогда в жизни я не буду больше обманывать!
Рассказы читаются очень легко, язык И.Пивоваровой простой, но не примитивный, и очень правдоподобный. По приведенным отрывкам видно, насколько достоверно изложены диалоги и мысли маленьких героинь.
В книгах про Люсю встречается довольно много примет советской школы: сбор металлолома с обходом квартир окрестных домов, шефство над одинокими пенсионерами, выбор звеньевого, посещение болеющего одноклассника и тп. Но при этом современному ребенку рассказы не кажутся устаревшими, потому что акцент в них сделан именно на взаимоотношения детей, на внутренний мир, мысли, мечты и фантазии главной героини.
Так о чем же думает Люсина голова?
Мы попрыгали в классики, и я пошла домой решать свою задачу. Только я села за стол, пришла мама.
— Ну, как задачка?
— Не получается.
— Но ведь ты уже два часа над ней сидишь! Это просто ужас что такое! Задают детям какие-то головоломки!.. Ну, давай показывай свою задачу! Может, у меня получится? Я всё-таки институт кончала… Так… «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Постой, постой, что-то эта задача мне знакома!.. Послушай, да ведь вы её в прошлый раз вместе с папой решили! Я прекрасно помню!
— Как? — удивилась я. — Неужели?.. Ой, правда, ведь это сорок пятая задача, а нам сорок шестую задали.
Тут мама страшно рассердилась.
— Это возмутительно! — сказала мама.— Это неслыханно! Это безобразие! Где твоя голова?! О чём она только думает?!
- Для кого книга? Я согласна с официальной рекомендацией издательства - младший школьный возраст, рекомендую ее детям с 6 до 12 лет. Первый раз читала книгу дочери в ее 6 лет, сейчас ей 9, периодически слушает аудио-версию, недавно сама перечитала повесть "Превращение фарфоровой свинки".
- Где почитать? Книга довольно популярная, найти ее просто: можно почитать онлайн в Интернете, можно купить, книга есть в книжных магазинах и на маркетплейсах, можно взять в ближайшей библиотеке (скорее всего, есть в наличии). Также горячо рекомендую отличную аудиосказку с музыкальным сопровождением длительностью около 5,5 часов, легко ищется в поисковиках.
Приятного чтения!