Найти тему
Соратник.ру

Истерика по поводу сбитых А-50. Опять всё пропало?

Все вы знаете о двух болезненных потерях очень ценных и дорогих самолетов А-50. У нас эти самолеты классифицируются как "система дальнего радиолокационного обнаружения и управления". Сокращенно ДРЛОиУ. На Западе имеет другое обозначение – AWAKS. В русском переводе - «авиационная система предупреждения и контроля». Главным и лучшим представителем которого является американский Boeing E-3 Sentry. (на фото внизу) Наш А-50 очень схож с ним по характеристикам.

Источник tr.wikipedia.org
Источник tr.wikipedia.org

Сам класс зародился ещё в 1941 году. Тогда в Англии появился экспериментальный Vickers Wellington Ic. Впрочем, на этом всё кончилось, а когда англичане попытались создать в начале 80-х свой аналог американского Е-3, то истратив миллиард фунтов стерлингов с задачей не справились, программу свернули и закупили американские машины.

Главное назначение таких самолетов вполне понятно из обозначения. Дальнее обнаружение противника. Вначале только воздушного, позже научились видеть надводные цели и наземные. Причина размещения большого локатора на самолете банально проста – земля то круглая и поэтому возможности наземных локаторов по обнаружения воздушных целей по дальности ограничены.

Источник: topwar.ru
Источник: topwar.ru

Радиоволны УКВ и СВЧ диапазонов, пригодных для радиолокации, неспособны огибать за счёт дифракции кривизну поверхности планеты. Из-за этого радиус действия классических радиолокационных станций (РЛС) ограничен радиогоризонтом. А увидеть, что там за горизонтом очень хочется. Вдруг там враг коварный армадами летит родные города бомбить?

В 1946 году советский учёный и конструктор Николай Кобанов предложил идею загоризонтного обнаружения самолётов в диапазоне коротких волн на удалении до 3000 километров. Он обнаружил, что зондирующие лучи при длине волны 10-100м способны, отразившись от ионосферы, облучить цель и возвратиться по тому же пути к РЛС. Так появились загоризонтные РЛС раннего обнаружения воздушно-ракетного нападения. Но эти РЛС являлись огромными, стационарными конструкциями, привязанными к определенному и наиболее вероятному направлению атаки противника, а генералам нужно было средство, позволяющее заглянуть за горизонт где угодно. При этом самолет ДРЛО хорошо видит сверху низколетящие цели. Помните как в 2022 году вертолеты не братьев нанесли нам один из первых болезненных ударов на территории самой России? Следуя на сверх малой высоте, пролетели вглубь и выпустили ракеты. Работай в той зоне А-50 они были бы обнаружены ещё до атаки.

Локатор на самолете, который мог подняться на большую высоту, позволял это сделать. А чем больше локатор, тем дальше он видел. Поэтому и ставили их на тяжелые транспортные самолеты, которые далеко и высоко летали. Это позволяло в идеальных условиях обнаруживать воздушные цели на дальности от 250 до 800 км., наводить на них свою авиацию и управлять групповым воздушным боем. Например, американский Е-ЗА «Сентри», на одном из учений в 1978 году, в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов «противника». А российский А-50У совсем недавно обеспечил жёсткое «приземление» 24 самолетов за пять дней, наведя на них ракеты наземной ПВО и истребителей.

Как видите это оружие весьма достойное и переживания по поводу потери двух А-50 вполне оправданны. Изделия эти очень дорогие, численность их у нас не велика, произвести новые быстро никак не получится. Писать почему не получится не буду – расписали уже до меня вдоль и поперёк. Раскритиковали в ноль и главу Ростеха Сергея Чемезова за слова о восстановлении производства А-50У. Что воспринято как подтверждение провала программы создания его замены - самолёта А-100 «Премьер». В общем всё плохо. У нас осталось всего 8 машин. В то время как у США 31 подобный самолет. У Китая – 28. В Европе – 27, у Япония – 17, даже у крошечного Израиля – 7 машин. Правда большая часть этих машин более низкого класса. Тем не менее весьма обидно «детям бога» стоять наравне с «богоизбранными», не говоря уже проигрыше в численности каким-то недобитым самураям.

На первый взгляд эти переживания оправданы. Но есть одно НО… И я постараюсь вам доказать, что «нет худа без добра и добра без худа».

Вот сказал Чемезов Слово, и надо его подтвердить Делом. А дело то не простое, чрезвычайно дорогое и сложное. Потребуется расширить и создать КБ и НИИ по разным профилям, построить новые авиационные производства и улучшить старые. Набрать людей и явно не мигрантов, а людей с нормальным образованием и достойной квалификацией. А на данный момент Оборонка и учёные с конструкторами загружены под завязку и везде кадровый дефицит. Задачка, однако.

Я кстати не сомневаюсь, в том, что её решат, если будут решать... Решили же невероятно сложную задачу возобновления производства стратегического бомбардировщика ТУ-160 «Белый лебедь»? Решили. Это примерно тот же уровень сложности. Вопрос в другом – а надо ли нам это делать? Нужны ли нам тяжелые самолёты ДРЛОиУ и даже средние самолеты ДРЛОиУ как предлагают некоторые эксперты? Речь идёт размещении антенн меньшего размера на средние по размеру двухдвигательные самолёты. Благо современные технологии позволяют. Это дешевле и быстрее. Мой «приятель» ПРЕЗИДЕНТ2030 уже штуки 3 или 4 статей написал, объясняя благодарным читателям какие русские не умные, что так не делают...

Израильский самолёт G550 CAEW  Источник; mavink.com
Израильский самолёт G550 CAEW Источник; mavink.com

В качестве примера приведу довольно симпатичный американо-израильский самолёт G550 CAEW с РЛС с АФАР EL/W-2085. Плоские антенны радиолокатора смонтированы по бортам в средней части фюзеляжа. Вспомогательные антенны размещаются в носовой и хвостовой части, что позволяет создать круговой радиолокационный охват. Согласно информации производителя IAI, радиолокатор EL/W-2085 способен обнаруживать воздушные цели на дальности до 370 км. Известно, что радар самолёта G550 CAEW может одновременно сопровождать до 100 целей, а аппаратура связи позволяет выдавать целеуказание в автоматизированном режиме одновременно более чем 12 перехватчикам и ЗРК. Характеристики хорошие, но заметно скромнее по основным показателям чему у Е-ЗА «Сентри» и А-50У. А значит их потребуется больше для контроля той же территории.

Источник; dushenov.org
Источник; dushenov.org

Так в чём же подвох? Первое - часто забывают, что СВО уникальный по своей структуре конфликт. В нём наш оппонент пользуется полнейшим разведывательно-информационным обеспечением со стороны. Вокруг наших и его границ круглосуточно дежурят десятки разведывательных самолетов, в том числе тяжелые и средние AWAKS. Мы их не трогаем, не сбиваем. В лучшем случае иногда подавляем сигналы с помощью средств РЭБ.

А ведь эти машины в настоящее время чрезвычайно уязвимы! Это десятка три лет назад, большая дальность действия их локатора и малая дальность досягаемости ракет класса воздух-воздух и земля-воздух обеспечивал им относительную безопасность. Машины сопровождали истребители, которые должны были прикрыть свой AWAKS от атак истребителей противника, которым нужно было подлететь очень близко для ракетной атаки, а это весьма не просто сделать. Но сейчас появились ракеты способные работать как с земли, так и с истребителей на дальности до 400 км. Например российская ракета воздух-воздух «КС-172». Она способна к полёту при скорости в 4800 км/ч на расстояния до 400 км, на высоте до 30 километров, что является самым высоким в мире показателем дальности полёта для ракет класса «воздух-воздух». На втором месте по дальнобойности также находится отечественная ракета «Р-37» (300 км.). Для сравнения, американская ракета «AIM-120D», наиболее приблизившаяся по этому показателю к российской, имеет дальность полёта лишь 180 км. Американцы пока отстают, но обязательно нас догонят. Как раз к моменту возможного возобновления выпуска А-50У...

А я напомню – дальность обнаружения целей тяжелым самолетом ДРЛОиУ до 800 км., но в идеале. Это по контрастным целям на большой высоте. Если цели малозаметные, как истребители 5 поколения и летят низко к поверхности земли, которая имеет сильную отражающую способность то дальность обнаружения целей заметно падает. Снижается до 200-250 км. и даже меньше. То есть тот же СУ-57 или американский F-35 вполне способен подойти незаметным довольно близко к «жирной» цели не замеченным и произвести пуск ракеты. Дальнобойной и скоростной. Или несколько самолетов с разных направлений отстреляются. Массированную атаку выдержать невероятно сложно. Вспомните затопленный на днях российский сторожевик. Несколько малозаметных катеров-камикадзе, атакуя группой его таки достали.

А цель наша воздушная, ой какая жирная! ДРЛО обязан пониматься повыше, где его видно издалека. И мало того что он крупный, так ещё и включая свою РЛС он превращается в полную луну в чистом ночном небе на локаторе наблюдателя. Кстати поэтому я не очень верю в то, что наши А-50 пострадали от «дружественного огня». На локаторе ПВО он выглядит как огромная и медленная цель, затмевающая все остальные. Как луна и звёзды. Типа стратегического бомбардировщика Boeing B-52 «Stratofortress». Обнаружив такую цель операторы и командиры ПВО просто обязаны были сообщить о ней на самый верх, а там сильно удивится появлению B-52 или иного тяжелого самолета противника в этом регионе...

Вспомните и про французский Boeing E-3F Sentry по которому в конце февраля прошелся луч локатора С-400 и как это напугало французов. Залповый пуск отправил бы его на дно Чёрного моря с гарантией 100%. А если отлетать подальше то ничего уже не увидишь. И как вы уже догадались, средние самолеты ДРЛО будут светится лишь немногим меньше, а вот расстояние, на котором они обнаружат смертельную опасность для себя станет ещё короче.

Проще говоря, когда дойдёт до реальной зарубы, то все эти летающие локаторы рухнут на землю как Падшие ангелы сброшенные с неба Богами ПВО... Похоже эти машины ждет судьба всех больших военных «монстров» начиная с броненосцев... И как бы ни цинично звучало, но гибель двух машин предупреждение для нас, из которого обязательно сделают правильный вывод.

Пришло время рассредоточения и кардинального изменения этой техники. Возрождать производство именно А-50У да и А-100 нет особого смысла! Их время прошло. Уверен - наши генштабисты это уже осознали, а заявление Чемезова можно считать дымовой завесой, либо правдой отчасти. В конце концов современные мощные локаторы нам нужны, как и тяжелые транспортники. Только порознь.

Но ведь такой класс техники очень нужен! И нужен сейчас. Он действительно эффективен. Так он есть у России! Серийный боевой самолёт с функциями ДРЛОиУ. Это модернизированный на авиазаводе «Сокол» тяжелый перехватчик МИГ-31БМ.

Источник; hobby.rudic.ru
Источник; hobby.rudic.ru

Проект модернизации МИГ-31 с литерами «БМ» предусматривает установку новой РЛС «Заслон-М». Эта станция с фазированной антенной решеткой, способна находить воздушные цели на дистанциях до 320 км (в зависимости от типа цели). Автоматика способна сопровождать 24 цели и атаковать до восьми на дальности до 300 километров. Благодаря новому БРЭО МиГ-31БМ эффективно взаимодействует с наземной ПВО, теми же С-400, так же наводит на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей. Это тот же приём, с помощью которого и были сбиты те 24 самолёта с вилками на хвосте.

Обнаруживать цель может один МиГ-31БМ, а атаковать по его данным – другой. Самолеты могут использовать и данные наземных локаторов ПВО. Противнику трудно определить, с какого направления ждать атаки и кто их "светит". Эти машины изначально спроектированы для работы вчетвером и контроля полосы в 800-900 км по фронту! Теоретически все четыре истребителя способны контролить около 96 целей и расстрелять 32 из них одновременно. Это очень приличный результат. Сравните с данными специализированной израильской машины. При этом наш самолёт способен разгонятся до 3400 км. в час! Не каждая ракета ПВО способна её догнать. Я уже не говорю про то, что он сам охотник, а не только наблюдатель.

Всего у России примерно 250 таких монстров в разных модификациях, а к ним имеется более 1200 новеньких двигателей. Сделали ещё до развала СССР и сохранили. Часть МИГ-31 переделана в носители «Кинжалов», часть модернизируется в версию «БМ». Кроме того, давно идут работы по возобновлению их производства с нуля. А пока модернизируют то, что имеется. Машину не сложно улучшить для расширения функций тактического самолёта ДРЛОиУ. Кстати и истребитель 5 поколения СУ-57 так же имеет мощную БРЭО с функцией ДРЛОиУ…

МИГ-31БМ способен быть стержнем новой системы ДРЛОиУ, вместо сильно уязвимых А-50 и его собратьев. Может обнаруживать противника, уничтожать его сам, наводить ракеты наземной ПВО и своих истребителей, а в случае получения сигнала об атаке противника мгновенно разогнаться до чудовищных скоростей и уйти от опасности. И даже если её сумеют сбить, это будет куда меньший ущерб по всем показателям чем уничтоженный А-50. Конечно, их информационные возможности значительно ниже чем у большого ДРЛОиУ, её надо дополнять другими средствами, наземными локаторами, спутниками, но устойчивость к поражению огнём противника в десятки раз выше! Для меня выбор приоритета очевиден. Ожидаю вскоре появления эскадрилий МИГ-31БМ в Zоне Oсобого Vнимания.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь, комментируйте. Обратная связь важна для любого автора.

С уважением, Соратник.ру

p.s. С большинством из Вас у меня большая разница во времени. Поэтому не всегда быстро отвечаю на ваши комментарии. Надеюсь на понимание.