В канун 8 Марта знакомимся с прекрасными работницами калининградского автомобильного завода
Газета «Комсомольская правда» - Калининград» — о прекрасной половине нашего предприятия:
Сам по себе автомобиль, как известно, изобретение мужское, однако умалять заслуги женщин в этой истории ни в коем случае нельзя. Достаточно вспомнить, что все разработки знаменитого немецкого инженера-первопроходца Карла Бенца финансировала его любимая супруга Берта, а конструкции щеток-дворников и глушителей, например, придумали дамы по имени Мэри Андерсон и Эль Долорес Джонс.
Сегодня женские руки не только водят автомобили, но и создают их. В подразделениях АВТОТОР - крупнейшего предприятия Калининградской области - работают больше 700 сотрудниц. Свой вклад в выпуск современных моделей вносят работницы окрасочного производства, слесари механосборочных работ, бригадиры, мастера, а также специалисты службы качества, логистики и комплектации и многие-многие другие. Именно люди, а не дорогостоящие станки, были, есть и будут главным капиталом АВТОТОР, который в этом году отмечает свое 30-летие.
В канун Международного женского дня 8 Марта мы решили подробнее рассказать о некоторых представительницах прекрасной половины предприятия.
Заслуженная награда
Вклад женщин в развитие автомобильного производства в янтарном крае ценится особо. За всю историю завода АВТОТОР 74 представительницы прекрасной половины предприятия в разные годы были удостоены высоких отраслевых, региональных и даже государственных наград. 22 февраля в правительстве Калининградской области состоялось традиционное чествование заслуженных работников ключевых отраслей региона, где губернатор Антон Алиханов лично вручил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени старшему вице-президенту АВТОТОР по экономике, организации труда и внедрению IT-систем Анне Гылыч.
- Очень благодарна за столь почетную награду, - не скрывает Анна Вячеславовна. - Я действительно посвятила автопрому значительную часть своей жизни, отдала много сил. Такая высокая оценка со стороны государства важна. Знаю, что моя семья очень гордится мной, и от этого вдвойне приятно.
Впервые порог АВТОТОР Анна Гылыч переступила в 1996 году. Как оказалось, решение было судьбоносным - карьера в автомобилестроении стала развиваться стремительно.
- Я начинала с должности рядового экономиста, - вспоминает она. - Работать приходилось много, специалистов не хватало. Практически сразу стала заместителем директора по экономике, но, откровенно говоря, меня назначили на эту должность авансом, оказав большое доверие. Пришлось многое осваивать уже в процессе - я работала и училась одновременно.
Именно стремление постоянно узнавать что-то новое двигало Анну в профессии, помогало все выше подниматься по карьерной лестнице на протяжении всех этих 28 лет. В 2023 году началась новая глава - работа в направлении внедрения «цифровой экономики» в процессы бизнеса и производства. Сегодня Анна Вячеславовна курирует стратегические экономические вопросы и развитие IT-программ.
- У нас симбиоз экономики, программного обеспечения и технического сопровождения. Если понимаю, что мне где-то не хватает знаний - снова учусь, - говорит она. - Я по-прежнему люблю свою работу, люблю созидать, мне интересно выходить на новый уровень, видеть конкретный результат. Основатель АВТОТОР Владимир Иванович Щербаков дал всем нам хорошую школу, многие в компании профессионально выросли именно благодаря работе с ним, его усилиям. В наше время, когда все стремительно меняется, экономика тоже должна быть очень гибкой. Для меня экономика - это искусство.
Каждый день - на «свадьбе»
О себе Вероника Гурецкая полушутя говорит так: могу полностью собрать своими руками любую машину! Доля правды в этом действительно есть - за 18 лет работы на АВТОТОР Вероника Олеговна успела попробовать силы на самых разных направлениях.
До того, как попасть на автозавод, она работала в общепите. На АВТОТОР тоже поначалу пришла на должность подсобного рабочего в столовой. Но очень хотела на конвейер и не оставляла надежду перевестись в цех. И через несколько лет Вероника все-таки добилась своего, и ее взяли на производство. Решила попробовать себя слесарем механосборочных работ. Обучение шло не гладко. Но в итоге втянулась, освоила специальность и доросла аж до пятого разряда!
Вот уже 10 лет Вероника Гурецкая трудится на участке установки двигателя. На заводском сленге эта операция называется «свадьбой», когда стыкуется кузов, мотор и трансмиссия. Обычно работу выполняют мужчины, но Вероника ничуть не смущается того, что взвалила на свои хрупкие плечи нелегкую ношу.
- Я одна такая на всем заводе, - с гордостью говорит она. - Сама попросила, чтобы меня на установку двигателя направили. Люблю все необычное. Я нашла для себя призвание, меня вдохновляет то, чем я занимаюсь. Не вижу в этом ничего сложного, все механизировано. Даже тренировки в спортзале не нужны - за столько лет на заводе я и так набрала хорошую форму (смеется).
Менять специализацию или идти в начальники Вероника не планирует. Говорит, что «руководить - это просто не мое». Тем более что возможность делиться опытом на предприятии есть: Вероника Олеговна выступает в роли наставницы для молодых сотрудников. Такая форма работы с новичками денежно поощряется со стороны руководства АВТОТОР.
Есть и нематериальные поощрения. За 18 лет на АВТОТОР Веронику не раз отмечали благодарностью и даже медалью. А особое место в ее копилке наград занимает, конечно же, благодарность президента России.
- Очень приятно было ее получить, это все-таки государственная награда. Вышли, наверное, на другой уровень уже, с записью в трудовую тем более. Я очень довольна, - не скрывает Вероника.
Творческая натура
Контролер отдела входного контроля Кристина Дворниченко до начала карьеры на АВТОТОР работала в торговле. Была мерчендайзером в крупной калининградской сети, но мечтала попробовать себя на автозаводе, который очень удачно расположился недалеко от ее дома. Несколько раз девушка оставляла анкеты, но вакансии все никак не подбирались, пока однажды приглашение все-таки не поступило.
В отделе входного контроля, где работает Кристина, очень востребована женская скрупулезность и внимательность. Традиционно на заводе эти функции чаще всего выполняют именно женщины. Однако по поводу того, что работа контролера скорее женская, чем мужская, наша героиня не согласна.
- Да, раньше женщин в коллективе было больше, а сегодня и мужчины охотно работают, - объясняет Кристина. - Мы проверяем огромное количество комплектующих, это много-много упаковок, коробок и ящиков за смену. Постоянно ходим между постами и компьютером, получается приличное расстояние, так что физически тоже нужно быть крепким. При этом каждый контролер - универсальный специалист, поскольку имеет дело с деталями не одной конкретной, а сразу всех марок автомобилей, которые выпускает завод.
По словам Кристины, сейчас специалисты ОТК плотно работают с китайскими коллегами - прямо на территории завода у них есть свой отдел, где внимательно изучают замечания российских контролеров и вносят изменения в технологические процессы. Язык с партнерами из Поднебесной нашли быстро. Параллельно опытные автоторовцы обучают новичков, которые приходят в ОТК.
- Меня все устраивает, но, конечно, хотелось бы перспективы, постепенно пойти на повышение. Я рассматриваю такой вариант, - признается Кристина.
Свободное время Кристина посвящает поездкам на велосипеде и прогулкам с любимой собакой - джек-рассел-терьером по кличке Рада. А еще - вышиванию картин крестиком. Сюжеты самые разные: и животные, и пейзажи, и красивые домики.
- Себе я оставляю совсем немного работ, в основном дарю, - говорит Кристина.
Живописная работа
Если кто 100% и видит работу на АВТОТОР во всех красках, то это, конечно же, маляры. Исторически так сложилось, что профессия эта на автозаводе преимущественно женская (хотя высококлассных специалистов-мужчин тоже немало). Возможно, сказывается врожденное чувство прекрасного - ведь именно в цехах нанесения лакокрасочного покрытия каждый автомобиль приобретает окончательный лоск и блеск.
Впрочем, Ингрида Лагерная пошла в маляры не сразу. В 2008 году она устроилась работать комплектовщицей на агрегатном заводе и только некоторое время спустя перевелась в покрасочный цех АВТОТОР. Причина была вполне прозаичная - хотелось работать в поселке имени Космодемьянского, ближе к дому. Но новое занятие быстро пришлось по душе, да и способности тоже быстро проявились.
- Сначала у меня был третий разряд, через два года защитила четвертый, потом - пятый, - перечисляет карьерные успехи Ингрида.
Спустя почти пять лет непрерывного стажа с завода пришлось уйти по семейным обстоятельствам, но, как оказалось, точку на этом ставить было рано. В 2018 году Ингрида вернулась и с тех пор продолжает трудиться. До 2022-го она занималась нанесением грунта на петли и дверные проемы кузовов. Несмотря на то, что в цеху окраски на АВТОТОР работает роботизированный комплекс, отдельные операции, требующие особого внимания, выполняются вручную. Роботов к такой тонкой работе не «допускают», говорит Ингрида.
Сейчас АВТОТОР готовится снова запустить производство полного цикла нынешней линейки автомобилей. А пока маляры занимаются косметической подготовкой уже окрашенных кузовов, наметанным глазом обнаруживая даже мельчайшие царапинки и прочие мелкие дефекты. Разумеется, все эти недочеты профессионально устраняются.
- У нас очень дружный коллектив, - отмечает Ингрида. - Сейчас мужчин - примерно половина, но раньше их было еще меньше (смеется). Помню, пришла к нам устраиваться новенькая девушка и была приятно удивлена, что здесь, оказывается, столько женщин. Поначалу наша работа действительно кажется тяжелой, но по мере того, как ты начинаешь ее все больше понимать, для тебя открываются новые грани. Я с каждой машиной работаю так, будто она моя личная. Мне нравится красить, это ювелирный процесс. Считаю, что нашла себя в этой профессии.
В свободное время Ингрида, по ее словам, с удовольствием посещает бассейн во Дворце спорта «АВТОТОР-Арена». Говорит, плавание не только расслабляет, но и позволяет отвлечься от всех забот.
Четверо детей, спорт и… рыбалка
Совмещать работу с заботой о семье и детях - особое искусство, которым в совершенстве владеют женщины АВТОТОР. Многодетная мама Вале Хорошухина - яркий тому пример. В ее семье - два мальчика и две девочки. Старшему сыну - 14, младшей дочери скоро исполнится пять.
Последние три года Вале работает на АВТОТОР. Начинала свой путь на заводе в сварочном производстве, куда пришла сразу после выхода из декретного отпуска.
- Конечно, раньше я почти ничего не знала о сварке - всему обучили уже на заводе, - рассказывает Вале. - В мои основные обязанности входила работа с готовыми кузовами - внимательный осмотр «голого» сваренного кузова, проверка всех точек сварки, соблюдения технологии.
В мае 2023 года Вале, можно сказать, на 180 градусов сменила вектор деятельности и перешла в отдел входного контроля. С тех пор занимается тем, что проверяет комплектующие, которые только-только поступают на завод. В операционной карте каждого контролера - десятки пунктов, по которым нужно тщательно пройтись. И лишь затем детали отправляются на склад и еще позже - на конвейер.
- У нас сложился классный коллектив, - говорит Вале. - Мы много общаемся, помогаем друг другу. Сейчас на заводе происходят большие перемены, открываются новые возможности. О том, чтобы перейти в другое подразделение, я пока не думаю, но обязательно буду стремиться выше, к новым целям.
Вне работы Вале старается вести активный образ жизни. Участвует в Днях физкультурника, сдаче норм ГТО и других спортивных мероприятиях.
Ее особая страсть - рыбалка. Причем не просто отдых на природе, а практически профессиональная ловля рыбы!
- Часто с друзьями вместе выезжаем, - рассказывает Вале. - В прошлом году на щуку ездили, жерлицы ставили и много наловили. Попадались щуки и по три килограмма, и даже больше.
Каждый выезд на природу - это прекрасная возможность провести время с семьей.
- Куда бы я ни отправлялась, детей всегда стараюсь брать с собой, - подчеркивает многодетная мама.
КСТАТИ
Перечень ранее закрытых для женщин работ сокращен в 4,5 раза: с 456 до 100 позиций, а доля женщин-работников промышленности в России ежегодно растет, их количество составляет уже более 3,8 млн человек.