Найти тему
pariy.ru

Как увидеть возникновение и исчезновение абсолютной реальности?

После жизни в монастыре Wat Pa Tam Wua меня догоняют инсайты и осознания. В этой статье хочу рассказать про возникновение и исчезновение абсолютной реальности и как, с помощью концентрации и медитации прозрения можно это увидеть.

Тема философская, возможно зайдёт не каждому, а некоторым покажется слишком нудной и длинной. Однако, если дочитаете до конца этой статьи, то возможно поймете смысл данного вопроса.

Осознанность ума может чередоваться между концентрацией и медитацией прозрения.

Наблюдая за умом и телом, ум может переключаться между медитациями концентрации и прозрения. В большинстве учебников медитация сосредоточения и медитация прозрения различаются в зависимости от объекта медитации. Например, если мы практикуем 40 объектов медитации таких, как 10 памятований или ануссати, то мы выполняем медитацию сосредоточения. Если же мы практикуем четыре основы внимательности, а именно осознавание тела, чувств, состояний ума и объектов ума, то мы занимаемся медитацией прозрения.

Если объектом внимания является условная или относительная реальность, то мы занимаемся медитацией сосредоточения.

Если же обьектом является абсолютная реальность, то мы занимаемся медитацией прозрения.

На самом деле за всем этим кроется нечто большее. Различие между медиацией сосредоточения и медитацией прозрения можно провести по типу активности ума.

Например, когда ум непрерывно думает об одном обьекте, это медитация сосредоточения. Если продолжать удерживать внимание до тех пор, пока ум не будет покоиться на этом объекте без дополнительного контроля или намерения, то ум станет единым с объектом, что приведет к блаженству и спокойствию. Это состояние медитативной поглощенности или джханы является прямым результатом медитации концентрации.

Однако, когда мы осознаем любой объект сознания, который возникает естественным образом и при этом ясно воспринимается, это - осознанность ума.

Иными словами, когда сознание и объект сознания четко разграничены, мы видим возникновение и исчезновение абсолютной реальности. Это и есть медитация прозрения. В какой-то момент практики, когда уму уже не нужно удерживать намерение для осознавания объектов или поддерживать осознающий ум, он сам в себе разовьет внимательнось и ясное восприятие. Когда все это происходит автоматически, тогда. это и есть подлинная медитация прозрения.

Человек, занимающийся медитацией сосредоточения, подобен тому, кто упал в реку и, захваченный течением, не может ясно видеть происходящее вокруг. В то время, как человек, занимающийся медитацией прозрения, подобен тому, кто сидит на берегу реки и, наблюдая за течением, может видеть в более ясной и широкой перспективе и реку, и все плывущие в ней предметы, одни из которых могут быть чистыми и красивыми, а другие - грязными и непривлекательными. Поэтому очень важно уметь различать сознание и объекты сознания, прежде чем заниматься созерцанием ума или созерцанием тела.

Примером может служить созерцание скелета человека через концентрацию ума на таких характеристиках, как длина или форма костей, концентрацию на одном из четырех первоэлементов - на земле в данном случае. Сосредоточение ума на белом цвете костей было бы концентрацией на цвете.

Такая концентрация ума до достижения им спокойствия и фиксации на форме или цвете кости является медитацией сосредоточения. Даже созерцая кость как элемент, совокупность или часть разлагающегося тела, мы все равно делаем медитацию сосредоточения, поскольку весь этот процесс по-прежнему является процессом мышления. Но если мы осознаем кости, а сознание остается стабильным и отдельным, и при этом мы созерцаем три характеристики существования костей, то это уже начало медитации прозрения.

При выполнении медитации прозрения через осознавание тела, ум иногда фиксируется на определенной части тела, ненадолго переключаясь на медитацию сосредоточения, а затем снова возвращается к осознаванию всего тела. А иногда ум слишком сильно концентрируется на осознавании и становится рассеянным и беспокойным. Когда это происходит, необходимо сделать шаг назад к деконцентрирующей медитации, пока ум не окрепнет и не сможет отделиться от объекта осознавания, а затем снова приступить к медитации прозрения.

Внимательность к уму может быть как медитацией сосредоточения, так и медитацией прозрения.

Если мы концентрируемся на пустоте ума или фиксируемся на какой-либо его части, то это - практика сосредоточения. Если же мы осознаем абсолютную реальность, которая представляет собой спонтанное возникновение и исчезновение любых объектов, а сознание при этом четко от них отделено, то это - практика прозрения.

На самом деле, когда ум занимается медитацией прозрения, он все равно будет время от времени концентрироваться на каком-то объекте, сам по себе переключаясь на медитацию сосредоточения. Мы должны уметь различать, что делает ум - концентрацию или прозрение. В противном случае мы можем ошибочно считать, что занимаемся медитацией прозрения, а на самом деле - медитацией сосредоточения.

Практикующие, чьи учителя не обладают интуитивным знанием состояний ума учеников, могут легко сбиться с пути, не зная об этом. Например, при выполнении медитации ходьбы с концентрацией на подъеме, перемещении и постановке стоп, ум может быть зафиксирован на стопах или потеряться в мыслях о подъеме, перемещении и постановке ступней. Это чисто медитация сосредоточения без ясного восприятия или осознавания ума. Другая опасность, связанная с неумением различать медитацию сосредоточения и медитацию прозрения, заключается в том, что она может привести к утонченной форме омрачения, называемой омрачением прозрения.

Это может произойти во время медитации прозрения, когда ум снова переключается на медитацию сосредоточения и переживает нечто, что вводит его в заблуждение, заставляя думать, что он уже просветлен. В качестве примера можно привести осознавание объекта сознания с умом жестким и нездоровым, в отличие от ума мягкого, легкого, податливого, способствующего медитации прозрения. Ум может прийти к неправильному пониманию и не различать обычную (условную) истину и абсолютную истину. Или же у него может возникнуть ошибочное мнение, что нет такого понятия, как Будда, нет такого понятия, как родители, нет такой вещи, как дом, и все в мире пусто. Это отрицание существования общепринятых концепций, неверное представление о том, что вообще ничего не существует. Что касается обычного мира, то все эти вещи и концепции действительно существуют, и отрицать их не следует.

На самом деле, когда практикуется осознание ума, ум естественным образом переключается между медитациями сосредоточения и прозрения, что позволяет некоторым практикующим достигать поглощенности автоматически, без какой-либо специальной подготовки.

(в статье были использованы материалы из книги "Идти, чтобы быть Знающим", автор Пра Аджан Анек Тханиссарапоти)