Найти в Дзене
Мысли с завода

«Дюна» Вильнёва: космический феодализм без прикрас

Средневековье и его порядки в классическом кинематографе обычно ассоциировали с благородными рыцарями и дамами, ратными подвигами, верностью королю и искренней религиозностью. Однако в последнее время набрали популярность фильмы и сериалы, показывающие эту эпоху в жанре реализма, а не романтизма – без идеалистических прикрас, но со всей грязью, кровью и лицемерием. К таким произведениям относится и «Дюна» Вильнёва.

Показанный в двух фильмах мир «Дюны» политически выстроен как феодальная монархия в условиях космического колониализма. Во главе – император, который имеет личную гвардию («сардаукары») и которому подчинены вассалы со своими войсками. Власть передаётся по праву крови, планеты находятся под личным управлением членов правящих династии. При этом, несмотря на развитую промышленность, люди низшего сословия показываются бесправной и безликой массой, просто исполняющей волю господ.

Логика мира приводит к следующим социально-политическим последствиям.

1. Политика как таковая существует только для высших сословий – военной аристократии и "жрецов", обладающих тайным знанием ("Бене Гессерит"). При этом для первых она заключается в личных разборках, а вторые выступают в роли серых кардиналов, хоть как-то регулирующих их взаимоотношения. Император эту функцию исполняет слабо, а является скорее самым влиятельным из феодалов со своими личными интересами. Имераторская власть по воле "жриц" и вследствие их интриг может перейти к более сильному роду.

2. Низшее сословие – расходный материал для исполнения воли феодалов. Прислугу в любой момент могут убить просто из развлечения. Это хорошо показано на примере того, как баронский племянник проверял остроту ножа на одном из слуг (напрашивается аналогия с самураями).

3. Главные ценности в этом мире – верность и честь (декларируемые) и личное могущество (фактическая). Если вассал показывает непокорность и слабость, он и весь его род подвергаются геноциду. Ровно как и обратное – при слабости и нарушении обязательств император подвергается смещению.

4. Правовая система в мире "Дюна" отсутствует. Законом является только воля правителей различного уровня. Жизни людей из низшего сословия не защищены ничем, кроме настроения господина. Собственность господ защищена только их могуществом и волей императора и "жриц". Личные конфликты решаются силой: дуэлями, войнами или угрозой расправы.

3. По причине отсутствия сильного внешнего врага, военные действия в империи происходят в основном внутри неё. Огромные профессиональные армии занимаются междоусобными войнами за передел собственности и завоевание власти в интересах своих господ.

4. Общественная жизнь в мире практически не показана. Все развлечения правящего сословия – интриги, война, подготовка к войне, официальные торжества и ритуалы, насилие над подчинёнными, воспитание детей для управления и войны. Города похожи на гротескные крепости без какой-либо гражданской инфраструктуры для досуга. Достижения технического прогресса служат только для повышения качества жизни правящего сословия (в т.ч. добыча "специи"), либо для войны.

5. Фанатичная преданность низших сословий своему вассалу и ультрарелигиозность. Без тоталитарного культа и страха контролировать низшие сословия в этом мире невозможно. Они достаточно образованы, чтобы участвовать в производстве сложнейшей техники для космических перелётов. Однако не обладают собственной волей и осознанием собственных интересов вследствие контроля со стороны господ.

-2

Под властью всех этих законов мироздания и строится основной сюжет. При этом главный герой, оказавшись жертвой таких феодальных порядков, не пытается никак их изменить, а полностью подчиняется их логике (по крайней мере, на момент конца второго фильма). Основным мотивом его союза с "фрименами" служит личная месть. И подчиняет их себе при помощи такого же религиозного культа, который по словам персонажа Зендаи, делает их рабами. "Священная война" объявлена не сложившемуся несправедливому порядку, а конкретным правителям. В итоге за высшее общественное благо считается "хороший император" на престоле, который гарантировал бы баланс сил. В остальном всё осталось бы как есть.

Примерно так бы выглядело высокотехнологичное общество будущего в случае установления социальных отношений "нового средневековья", о котором грезил такой уважаемый нынче в российских правящих кругах философ Павел Флоренский. И о котором мечтают современные нам реакционеры вроде философа Дугина или олигарха Малофеева. Ни вам либерального западного индивидуализма масс, ни социалистической классовой борьбы, только подчинение традициям и "чувство ранга".

«Дюна» Вильнёва лишена идеалистических фантазий и показывает всю жестокость и бессмысленость феодальных порядков. Хотелось бы вам жить в таком обществе? Где технический прогресс служит не народу, а правителям. А главной заботой простого человека является угодить господину, чтобы тебя не убили в порыве гнева. Мне нет.

-3