Заходя сегодня в станцию метро Кировский завод я вспомнила, что осенью отфоткала для вас прогулку от этой станции и до площади Кирова, вернее Кировского сквера. Вот ее я и покажу вам сегодня.
Первое, что мы видим выходя из метро это унылый пейзаж Кировского (бывшего Путиловского) завода.
Основан он был 21 марта 1801 года. Тогда он именовался Санкт-Петербургский чугунолитейный завод и находился за чертой города. Производил артиллерийские боеприпасы. Позже начал изготавливать паровые машины и развивать машиностроение. В 1824 году завод был практически разрушен после масштабного наводнения.
В 1868 году завод приобрел известный российский инженер и предприниматель Николай Иванович Путилов. Он значительно увеличил объемы производства, стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, выплавлял качественные стали, производил боеприпасы, вагоны. Завод стал Путиловским и сохранил это название до 1922 года. Потом, до 1934 год завод носит название «Красный путиловец». В 1934 году, после убийства Сергея Мироновича Кирова предприятие переименовано в «Кировский завод».
Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. На Челябинском Кировском заводе выпускали танки.
В блокадном Ленинграде в это время оставшиеся сотрудники завода ни на день не прекращали выпуск продукции для фронта. Во время блокады 2 500 заводчан умерли от голода и около 150 погибли при бомбежках.
В послевоенные годы Кировский завод возвращается к производству техники для сельского хозяйства. С 1962 года он выпускает тракторы «Кировец». В настоящее время продолжается выпуск сельскохозяйственной и строительной техники. Насколько я знаю, сейчас большая часть завода сдается малым предприятиям. Несколько лет назад мне приходилось бывать на его территории. Она огромна, 200 Га. До дальней точки идти 2 км.
От метро я перешла проспект Стачек и вдоль завода пошла к железнодорожному мосту. У моста, на противоположной стороне мое внимание привлекло выделяющееся здание, выглядывающее из-за других фасадов. Это оказалась Путиловская церковь. Строительство ее началось в 1901 году. Автором проекта стал В.А. Косяков. Строили церковь 5 лет на вычеты из заработков работников завода в размере 2 % начисленных сумм. Двухэтажная церковь и её приделы освящены в 1906—1907 году. Позже в специально сделанный для этого склеп при новой церкви были перенесены останки владельца завода Николая Путилова и его супруги.
После закрытия церкви в 1925 году здание было сначала перестроено под заводской клуб. Потом здесь была автотранспортная школа,а после войны в здании бывшей церкви разместилась фабрика «Север».
В 1990-х годах община церкви Николая Чудотворца и Царицы Александры была воссоздана. В 2005 году здание было возвращено Санкт-Петербургской епархии.
Прохожу под мост и передо мной оказывается известная достопримечательность Кировского района, Усадьба "Кирьяново", она же районный ЗАГС.
Каменное здание загородного дома Екатерины Романовны Дашковой, близкой подруги Екатерины II, построил в 1784 году итальянский архитектор Джакомо Кваренги. По легенде проезжая по Петергофской дороге лошадь, запряженная в карету Екатерины II, потеряла подкову. И императрица велела построить на этом месте загородный дом в форме подковы. Дом этот она подарила Дашковой, находившейся с ней в карете в тот момент. Дом этот был деревянным и пострадал во время наводнения 1777 года, после чего и было возведено каменное здание. Усадьба получила имя «Кир и Иоанново», по именам святых, в день памяти которых Екатерина взошла на престол. Потом название превратилось в «Кирьяново». Усадьба славилась обширным пейзажным парком, раскинувшимся до взморья.
После смерти княгини, в 1810 году, имение унаследовал ее двоюродный племянник И.И. Воронцов. Наследники сдавали усадьбу внаем. В 1805 году в усадьбе был открыт трактир «Великобританский». В 1820-х гг. дача сдавалась одному из петербургских клубов, где собирались литераторы, в том числе И. А. Крылов, который читал здесь свои басни. Около 1838 года Воронцов продал Кирьяново купцам Якимовым. В центральном здании усадьбы работала их шелкоткацкая фабрика. В 1847 году часть имения у залива была продана А.В. Стариковой, отчего площадь имения сократилась на треть.В конце XIX века в усадьбе располагались оранжереи Ушакова.
Парк был запущен и окончательно разорен, когда прокладывали железную дорогу к Путиловскому заводу. В парке собирались на сходки рабочие.
В конце XIX - начале ХХ века усадебный дом был перестроен: на крыльях и флигелях появились деревянные надстройки, чрезвычайно исказившие вид. Здесь находился семейный клуб рабочих . В советский период, в разное время тут были пионерская база завода, жилой дом, школа для взрослых, а после Великой Отечественной войны – детский сад.
К 1975 году. здание усадьбы было взято под охрану государства и отреставрировано. В нем был торжественно открыт Дворец бракосочетания.
Я иду вперед по проспекту Стачек. На пути у меня стоит Серафимовский городок. Это комплекс 3-5 этажных домов между улицами Белоусова и Трефолева. В 1920-х годах началась реконструкция рабочих окраин города. Проект, предназначенный для строительства за Нарвской заставой, был разработан А. С. Никольским, совместно с архитекторами А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым, в мастерской Стройкома. Интересно это место своим микроклиматом. Мне оно напомнило южные города. Архитекторы решали проблемы рациональной организации пространства. Это один из первых опытов квартальной застройки. В середине большой и светлый озелененный двор. Расстановка корпусов и внутренняя планировка обеспечивают высокую освещенность и проветриваемость помещений.
За Серафимовским городком расположен зеленый, малоэтажный Жилой квартал Путиловского завода , приблизительно тех же лет застройки.
Пройдясь по этим милым кварталам я вновь выхожу на проспект Стачек. На углу улицы Трефолева стоит верстовой столб Петергофской дороги.
Я приближаюсь к самому интересному месту на моем пути. Недалеко от улицы Трефолева расположен Парк имени 9 января. Он был бы абсолютно ничем не примечательным зеленым садом в промышленном районе, если бы не его ограда.
Эта ограда раньше украшала собственный сад Его Величества около Зимнего Дворца. Решетка в стиле модерн с листьями аканта, императорскими вензелями и государственным гербом Российской империи была выкована в 1899 году. Изготовление решетки было поручено господину Энгельсону в 1898 году архитектором Р. Ф. Мельцером по его чертежам.
“Изготовлением решетки занималось в среднем 200 человек рабочих, и эта работа была исполнена в 15 месяцев, так что теперь остается только установить решетку на место. Всего потребовалось для этой работы 13.768 пудов мягкой стали и железа; каждое звено решетки, имеющее 12 аршин длины и 4 ¾ арш. высоты, весит 250 пудов….
На этой решетке, выдержанной в стиле Людовика ХV, работало в среднем только 12 человек иностранных художников кузнецов, все же остальное сделано русскими рабочими как здешними, так и из Балтийских губерний, работавшими под постоянным личным руководством Ф. А. Энгельсона.
Одни ворота, 4 звена решетки и 6 ваз отосланы в настоящее время на Всемирную выставку в Париж, и потому они могут быть установлены на место, вероятно, только весною будущего года.” издание 1900 года.
На выставке в Париже несколько звеньев решетки получили золотые медали.
Простояла ограда у Зимнего Дворца около 20 лет. После революции сад был почти уничтожен, ограда частично снесена. В 1920 году состоялся первый социалистический субботник, на котором ограду окончательно разобрали и в изуродованном виде, с выломанными орлами и монограммами - символами самодержавия, она четыре года валялась на набережной.
Остатки ограды, чудом сохранившиеся восемь звеньев решетки решили установить на проспекте Стачек для ограждения Сада памяти жертв 9 января 1905 года. Этот сад был заложен именно на том месте, где собирались рабочие Нарвской Заставы перед тем, как идти с петицией к царю. Сохранившиеся звенья были установлены в 1925 году.
В 1954 году его парк переименовали в Детский Сад имени 9 января. Постепенно были отлиты недостающие фрагменты ограды. Но из установленных - только часть имеют законченный вид - в картуши вставлены изготовленные заново орлы и вензели.
Часть ограды сейчас в ремонте, возможно после него еще часть вензелей украсят эту красивейшую ограду.
Сразу за садом передо мной открывается широкая площадь, бывшая Кировская. Она впервые появилась на планах города в 1919 г., когда архитекторы Л. А. Ильин и И. А. Фомин разрабатывали перепланировку этого района Ленинграда. но до 1930-х гг. это был пустырь. С 1930 центром внимания на Кировской площади является здание райсовета Кировского (в прошлом Нарвского) района. Внушительное по своим размерам и оригинальное по архитектурному замыслу здание Дома Советов Нарвского района возводилось в 1931-1934 годах архитектором Н. А.Троцким в композиционном единстве с обширной Кировской площадью. Этот большой архитектурный комплекс возник в связи с необходимостью создать новый административно-общественный центр района. Здание Кировского райсовета является одним из первых советских общественных центров Ленинграда.
Башня этого здания является доминантой (50 м). Конструктивистская постройка в дальнейшем обрастала деталями, появился рельефный герб СССР, гранитный портик. В 1935 г. с западной стороны пристроен полукруглый корпус с залом заседаний, позже перестроенного в кинотеатр "Прогресс" (1958 год, архитектор В. В. Хазанов).
В 1938 году на площади был открыт памятник Сергею Мироновичу Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома КПСС. (скульптор Н.В.Томский; архитектор Н.А.Троцкий).
Сейчас площадь и памятник находятся в легком запустении, но масштаб площади впечатление производит.
Солнышко постепенно садится, и я завершаю свою прогулку.
Если моя прогулка была вам интересна, то не жалейте лайков. Если есть что добавить, пишите.
#петербург #санктпетербург #прогулка #попетербургу #кировский #нарвская #отдых #красота #рассказ #неизвестныйпетербург #туристу