Сейчас принято считать, что современные коммунисты неотделимы от имени Сталина. И можно подумать, что так было всегда. На самом деле достаточно вспомнить совсем недавнее время, чтобы понять, что это далеко не так. Имя Сталина было много лет прочно забыто и табуировано именно Коммунистической партией Советского Союза.
Если при Маленкове и Берии имя Сталина еще упоминалось в положительном контексте, то при Хрущеве — только в отрицательном и то недолгое время. Затем оно и вовсе было вымарано из советской истории.
Никита Хрущев, развенчивая культ личности Сталина на ХХ съезде, преследовал свои интересы, надеясь, что дисциплинированное ЦК не пойдет против официальной линии, провозглашенной Первым секретарем ЦК в этом вопросе.
Популист Хрущев собирал вокруг себя лоялистов, он стремился зацементировать свои позиции в борьбе за власть.
Для многих секретарей обкомов и горкомов и других партийных и советских деятелей стали шоком цифры жертв репрессий, озвученные Хрущевым в докладе. Ведь было принято считать, что все эти трудные годы до войны и после — боролись с внутренними врагами, а по Хрущеву выходило, что боролись сами с собой.
В качестве альтернативы сталинизму, Хрущев провозгласил возврат к "ленинским нормам партийной жизни", а против этого и не поспоришь, все спорщики были ликвидированы еще в 30-х.
По всему Советскому Союзу (и в Восточной социалистической Европе) начался демонтаж памятников И.В. Сталину, переименование городов, улиц и предприятий, носящих имя Сталина. Перестал с размахом отмечаться День Победы, участники ВОВ лишались льгот и привилегий.
Из книг и кинофильмов вымарывалось имя Сталина и его изображения, его труды были изъяты из библиотек и книжных магазинов. После 30 лет восхваления Вождя государственная пропаганда попыталась вычеркнуть Сталина из истории.
В июне 1957 года сталинисты пытались сместить Хрущева с поста, но безуспешно. В.Молотов, Г.Маленков, Л.Каганович и "примкнувший к ним Шепилов" были объявлены "антипартийной группой" и сняты со своих постов.
Позже, при Л.И.Брежневе, имя Сталина тоже старались не упоминать. Несмотря на то, что Генсек сделал многое для популяризации победы Советского Союза над фашизмом и в стране с размахом праздновали день Победы и восхваляли подвиг ветеранов — имя Сталина не звучало на торжественных докладах и в речах. Редко можно было встретить его в мемуарах, которые печатал "Воениздат" для массового читателя.
В школьных учебниках истории 70-80-х годов Сталин практически не упоминался, ни в положительном, ни в отрицательном контексте.
На истфаках и факультетах архивистов с этим было получше. Всё же из Истории нельзя вычеркнуть целый период правления лидера государства, со всеми его плюсами и минусами. Но эти знания носили факультативный, узкий характер и публично научные труды по этой тематике в печати не появлялись.
Одновременно с этим, табуирование постепенно разжималось, но в сфере кинопродукции. Образ Сталина стал постепенно появляться в советской фильмографии, посвященной Великой Отечественной войне, в эпизодических ролях. Быть может Брежнев и вернул бы Сталина на достойное место в советской истории, но не успел.
Во времена "гонок на лафетах" было не до Сталина. При Горбачеве, который занял высший партийный пост, имя Сталина снова зазвучало, но строго в отрицательной тональности. Опять всплыла тема сталинских репрессий и культа личности. Именно на этом и формировалась общественная повестка для демократизации общества и вхождения его в новый "дивный мир "дикого капитализма, под пристальным присмотром западных и американских "мировых архитекторов".
Получается, что более тридцати лет имя Сталина то шельмовалось, то находилось под негласным запретом в государственной парадигме. И лишь сейчас современные коммунисты используют образ Сталина, как якорь для популяризации и обоснования своей деятельности, понимая, что символизм Вождя, который навел в стране порядок и построил крепкое государство — будет симпатичен старшему поколению.
Что касается официальной позиции современной власти по поводу Сталина — она не сформирована.
И вроде бы хочется устроить косплей Великого государства, но с другой стороны мешает приверженность и тяга к капиталистическим отношениям, при которых власть и олигархат рады бы продолжать выкачивать ресурсы из страны за деньги. Да вот "уважаемые партнеры" что-то ерепенятся. А совместить несовместимое пока не удается. Ведь Сталин в страну вкладывал, а не выкладывал из нее.
P.S. Конечно, сейчас появятся комментарии в духе "Грязная, проплаченная статейка!" (они обычно появляются вообще под каждой статьей, независимо от ее тематики, и их рост зависит от сезонных периодов обострения болезней). Но мы надеемся, что здравомыслящих, думающих людей среди наших читателей больше. Да и ничего возмутительного автор в этой статье сказать не хотел, лишь констатировал данность.