Найти тему
Ридус

Уроки Черного и Красного морей: поставят ли морские беспилотники точку в истории боевых кораблей

Оглавление

Последние события на Черном и Красном морях показали, как морские и воздушные беспилотники способны в кратчайшее время скорректировать формировавшиеся столетиями схемы и условия морских перевозок, а заодно и концепцию применения военных флотов.

Сила, казалось бы, способная выиграть целую небольшую войну, в лице прибывших на Ближний Восток американских авианосцев со свитой кораблей боевого охранения оказалась неспособна не только обеспечить безопасность коммерческого судоходства (одно из главных назначений военных флотов), но и защитить самих себя от явно более слабого противника.

Принцип Давида

Классическая история, когда маленький, но ловкий Давид со своей пращой побеждает огромного неповоротливого Голиафа, не теряет актуальности по сей день. В ходе Второй мировой этот "принцип Давида" ознаменовал конец тяжелых артиллерийских кораблей, оказавшихся беззащитными перед роем самолетов, запущенных с авианосцев.

Точку в этом "избиении гигантов" поставили противокорабельные ракеты. В начале 1980-х годов в ходе Фолклендской войны стало окончательно ясно, что любой большой корабль - это не столько мощное оружие, сколько крупная и желанная мишень.

Противокорабельная ракета Exocet исправно поражала английские корабли, будучи на порядки дешевле своих "жертв". В 1987 году от них же, только на сей раз в исполнении иракцев, досталось и американскому фрегату USS Stark.

   Американский фрегат USS STARK после попадания ракеты Exocet, запущенной иракцами, 17 мая 1987 года. © wikimedia.org
Американский фрегат USS STARK после попадания ракеты Exocet, запущенной иракцами, 17 мая 1987 года. © wikimedia.org

Апофеозом истории, когда "Давид" практически гарантированно поражает "Голиафа", стало появление морских и воздушных беспилотников. При этом мишенью для сверхдешевого (даже по сравнению с противокорабельной ракетой) беспилотника становится уже не только линкор или авианосец, но и практически любой крупный (и не очень) корабль.

Еще несколько десятилетий назад вряд ли в штабах армий и флотов кому-то в голову могла прийти мысль, что важнейшим фактором боевой эффективности на море станет не размер, защищенность или маневренность цели, а дешевизна средства ее поражения.

Воздушный или морской беспилотник может не обладать целым рядом свойств боевого корабля, самолета или крылатой ракеты, но при этом он стоит на порядки меньше них, и это в значительной степени определяет эффективность его применения.

"Пока что американские военные корабли довольно легко отбивают ракетные и дроновые атаки хуситов на торговые и военные корабли. Но с экономической точки зрения для Пентагона это проигрышная ситуация. Ракеты ПВО ВМФ, такие как SM-2, стоят более двух миллионов долларов каждая. Часто на всякий случай эсминец стреляет по приближающейся цели сразу двумя ракетами. При этом дроны хуситов стоят 1000 долларов или около того. Даже стоимость их баллистических ракет составляет лишь небольшую часть того, что США должны потратить на высокотехнологичную систему противовоздушной обороны", - пишет в своей колонке в Bloomberg адмирал ВМС США в отставке бывший верховный главнокомандующий НАТО почетный декан Школы права и дипломатии Флетчера в Университете Тафтса Джеймс Ставридис.

Жизнь робота дешевле человеческой

Стоит упомянуть о еще одном условии, благодаря которому боевые дроны стали тем, чем они являются сейчас. Идея управляемого боеприпаса-камикадзе не нова, и пиком ее воплощения стали полчища японских смертников во Вторую мировую. Однако проблема всегда была в том, что дух камикадзе - вещь весьма редкая и специфическая, благо инстинкт самосохранения у человека никто не отменял.

   Японские торпеды "Кайтэн", управляемые пилотами-смертниками, и камикадзе на борту подводной лодки - носителя. © wikimedia.org
Японские торпеды "Кайтэн", управляемые пилотами-смертниками, и камикадзе на борту подводной лодки - носителя. © wikimedia.org

Научно-техническая революция в области микроэлектроники и средств связи помогла решить ее только в начале двухтысячных годов. Именно тогда появились компактные и надежные системы, обеспечивающие управление дроном на большом расстоянии. После этого у крупных кораблей, танков и много чего еще практически не осталось шансов.

Это вовсе не означает их полного исчезновения с полей сражения, но совершенно точно указывает на глубокую и неизбежную трансформацию тактики использования подобной техники.

Очевидно, что в будущем количество крупноразмерных боевых единиц (по совместительству желанных целей) продолжит сокращаться, так как любые действия по улучшению их защиты будут вести к еще большему удорожанию... и повышению привлекательности для дронов.

Броня против снаряда

Как утверждает известная поговорка, на все очень хитрое всегда найдется что-то еще более хитрозакрученное. Триумфальное шествие дронов не станет исключением. Так же, как на протяжении столетий клинок противостоял доспеху, а броня снаряду, сегодня назревает новое и ничуть не меньшее противостояние. На сей раз борьба развернется между системами управления беспилотниками и средствами их радиоэлектронного подавления (РЭБ).

Достаточно скоро производителям дронов придется серьезно усложнять свои изделия, чтобы снизить их уязвимость перед РЭБ.

   Морской беспилотник. Кадр из видео CNN.
Морской беспилотник. Кадр из видео CNN.

Также весьма вероятно, что стороны, использующие беспилотники-камикадзе, прибегнут к тактике роя и наделению аппаратов искусственным интеллектом. Последнее - главный козырь в руках атакующей стороны, так как способность дрона самостоятельно находить и отслеживать цель исключает необходимость поддержания связи между ним и оператором. Возможности современных ИИ-систем уже близки к реализации подобных задач.

Вполне возможно, что на этом этапе "клинку" удастся опередить "доспех", так как поиск противоядия к ИИ-системам займет какое-то время.

Крайне важно, что все описанное выше будет происходить гораздо быстрее, чем это было в случае снаряда и брони. Более того, серьезное усложнение систем не изменит главного принципа нового времени, когда средство поражения оказывается намного дешевле средства защиты.

Особенностью современной радиоэлектроники является возможность быстрого копирования и масштабирования довольно сложных устройств, что вполне относится и к боевым ИИ-системам. Мнимая проблема с доступностью высокотехнологичных элементов вряд ли остановит создателей дронов. О том, что при необходимости можно добыть любой чип и практически в любом количестве, говорит опыт создателей боевых ракет (российских и северокорейских), не особо пострадавших от санкций.

Не цифрой единой

Было бы наивно полагать, что новая боевая реальность, возникшая с появлением беспилотников, ограничится исключительно противостоянием цифровых систем. Всякая оборона (равно как и атака) успешна лишь в случае комплексного использования самых различных средств и тактик.

"Один из ключевых уроков, который мы можем извлечь в будущем, заключается в том, что нам нужна более экономичная, но мощная система защиты от дронов. Варианты включают в себя системы вооружения ближнего боя. Это использование комбинации радаров и скорострельных пушек на вращающейся башне для поражения приближающихся целей", - пишет Ставридис.

Помимо этого, бывший верховный главнокомандующий обращает внимание на уже существующие лазерные технологии, которые могут быть использованы для борьбы с небольшими БПЛА.

   Американская боевая лазерная установка. © wikimedia.org
Американская боевая лазерная установка. © wikimedia.org

Возможно, кому-то поражение беспилотников лазерным лучом может показаться фантастическим и нереальным. Тем не менее подобные образцы вооружений уже существуют. Их главное достоинство сводится к возможности быстрого наведения и уничтожения небольших летящих дронов непрерывным воздействием лазера, без выпуска снарядов.

Серьезные и, возможно, решающие недостатки таких систем - высокая потребность в энергии и критическая зависимость от метеорологических условий.

Еще одним уроком событий в Красном и Черном морях, по мнению Ставридиса, является необходимость использования стратегии "убей лучника, чтобы тебе не пришлось иметь дело со стрелой".

"Имеет смысл вывести из строя объекты противника на берегу - пусковые установки, средства технического обслуживания, трейлеры, склады боеприпасов - до того, как будут запущены беспилотники и ракеты", - считает эксперт.

Это замечание имеет особую важность для стороны, желающей защититься от воздействия морских и воздушных беспилотников противника. Правда, при этом любая "зачистка" берега будет эффективна только в случае массированного использования все той же крупной морской, воздушной и сухопутной боевой техники. Напомним, что базы поднаторевших в использовании ракет и дронов хуситов периодически атакуют американцы и англичане со своих боевых кораблей... которые так "любят" все те же дроны.