Дорогие друзья, читатели канала, приветствую наш "закрытый клуб" по интересам!
В прошлой части экскурсии по Зимнему дворцу Петра Первого мы остановились в его Столовой. Сегодня я расскажу вам о часах - самом ценном и интересном экспонате этой комнаты. Тем более, что стоят они у дальней стены и рассмотреть их в музее, издалека, довольно сложно.
Этот экспонат, как никакой другой, иллюстрирует слова заведующего сектором Эрмитажа "Зимний дворец Петра I" Сергея Алексеевича Нилова, который говорит:
"Сюда можно прийти, пройти весь музей за 10 минут, окинув взглядом, и ничего не понять. А можно о каждом экспонате рассказать целую историю."
Петр Первый привез эти часы из своего первого путешествия в Европу в 1697-1698 годах, дипломатической миссии, называемой "Великое посольство". Это настольные часы с механическим орга́ном и 12-тью пьесами. Такие часы обычно устанавливались на комоде, каминной полке или стояли на специальном столике. И были они при Петре такими, как на фото ниже:
Часы были изготовлены в конце 17-го века в Англии, в Лондоне, мастером Генри Торнтоном (Henry Thornton).
Англичане, собственно, и придумали механические часы в современном, знакомом нам виде. Они были мореплавателями, и для определения своего положения на море им был необходим прибор, который воспроизводил бы с достаточной точностью интервалы времени.
Часы расписаны золотом по лаку, сделаны в китайском стиле, так называемом "шинуазри", в то время он был в большой моде.
Привозные с востока китайские вещи стоили баснословно дорого, но европейцы быстро научились создавать подобные, самостоятельно и с большим мастерством. Небольшой качающийся маятник в окошке - ложный. Двигаясь, он просто показывает, что часы идут:
Настоящий их маятник находится с оборотной стороны корпуса часов. А если заглянуть в это окошко, то в глубине можно увидеть имя мастера - создателя часов.
Над циферблатом - миниатюрное изображение Петра Первого в порфире, ему здесь 25 лет, миниатюра в медальоне, выполнена на кости:
Над медальоном в полукруге размещаются названия 12 пьес, можно было выставить стрелочку напротив любой из них на выбор. Часы проигрывают такие старинные (незнакомые сегодня нам, но прекрасно знакомые Петру и его современникам) мелодии как: "Старушка бедная слепая", "Не щекоти меня", "Парень бравый, парень славный", "Три гренадера", "Кто пьёт ром". Все это перемежается испанскими жигами.
Массивная вычурная подставка, на которой стоят часы сейчас, когда-то была частью напольных часов в стиле барокко, созданных во времена дочери Петра, Елизаветы Петровны.
Когда-то часы находились в Екатерингофском дворце Екатерины Первой, супруги Петра Первого.
В 1849 году император Николай I основал галерею Петра Великого в Эрмитаже и приказал перевезти их в Санкт-Петербург. Тогда-то они и соединились с елизаветинской подставкой. Но оказалось, что сложнейший механизм часов полностью вышел из строя. Починить их взялся Фома Штрассер, знаменитый часовой мастер, но восстановить их полностью не смог. За сто рублей он сумел только заменить в часах пружину хода и пружину боя.
Сложный часовой механизм на сегодняшний день находится в идеальном рабочем состоянии. Он был восстановлен сотрудниками Государственного Эрмитажа. В Эрмитаже создана и успешно работает реставрационная часовая лаборатория под руководством М. П. Гурьева, самая известная мастерская в Европе. К её специалистам приезжают консультироваться мастера из европейских стран.
Внутри часов находится барабан и на нём более тысячи штифтов. Барабан вращается, эти штифты цепляют и приводят в движение молоточки. А молоточки бьют по колокольчикам и извлекают музыку. И только благодаря компьютерным технологиям и современным методикам удалось вернуть этим часам и бой, и замечательную музыку. За реставрацию часов Петра Великого специалисты- часовщики получили Государственную премию Российской Федерации, эта уникальная работа была отмечена на правительственном уровне.
Не знаю, можно ли на просторах интернета отыскать, как звучали пьесы петровских часов. Мне удалось найти только одну.
Это "Лилли Бурлеро" (Lilliburlero), написанная Генри Пёрселлом, знаменитым композитором. Читательница канала Майя Леонова нашла запись музыки и текст этой старинной ирландской песни.
Её датируют последней четвертью 17-го века. В годы второй мировой войны она была позывным радиостанции "Би-би-си". Вот такая интересная долгая судьба у этой мелодии.
По бокам у часов можно заметить две верёвочки. Если дёрнуть за правую верёвочку - часы начнут проигрывать выбранную мелодию. Если дёрнуть за левую веревочку - часы более высокими пробьют четверти часа, а более низкими - полные часы. Таким образом, не зажигая свечи ночью, можно было дёрнуть за веревочку и узнать точное время с точностью примерно до 10 минут - скоро ли вставать. Конечно, при условии, что часы стояли рядом с кроватью.
До 1705 года в России не знали такое слово как "минута". Когда мы с вами говорим: "Зайди ко мне через 15 минут или через полчаса", то мы даже не задумываемся, что слово "минута", такие слова как "четверть часа", "полчаса" появляются только во время царствования Петра Первого. Пётр научил своих сподвижников ценить время до минут, и заседать в Сенате с такого-то времени по такое-то, поскольку был разработан генеральный регламент. И уже само отношение ко времени стало совсем другим, а не таким как раньше на Руси - ориентировались по церковным службам: заутреня, обедня, вечерня. Вот так, например, выглядели часы на Спасской башне в 1700 году (компьютерная графика):
С Петра Первого начинается другой счет времени. Он был очень энергичным человеком, презирал лень и не любил зря терять время.
А мы с вами встретимся в следующей статье - "На золотом крыльце сидели".
Всем добра!