Забирала вчера среднюю дочь из школы и разговорилась с одной мамой из нашего класса. Она очень возмущалась, что по некоторым предметам в школе нет единой программы. Каждый учитель сам выбирает программу и учебник. Кое-где и учебников толком нет. Все задания выдаются на листочках или распечатках. Таких предметов несколько.
И эту маму такая ситуация совершенно не устраивает. Она постоянно употребляла волшебное слово ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). И напирала на то, что в школе обязательно надо учить только в соответствии с ними, никаких вольностей. В целом с ней нельзя не согласиться. Школа должна давать такие знания, чтобы дети смогли в конце 11 класса успешно сдать все необходимые аттестации. И этот пункт наша школа выполняет, но у педагогов и администрации немного другой взгляд, чему и, главное, когда учить. Те самые вольности, которые так не нравятся моей собеседнице.
А я в целом довольна положением дел. Конечно, не по всем предметам. По одному из них, например, не очень повезло с учительницей. Но от этого ни в одной школе страховки нет. И любую даже самую лучшую программу, стопроцентно соответствующую ФГОС, плохой учитель может испортить в ноль. Нет идеала в жизни, как говорится.
Однако после нашей районной началки все мои претензии к нашей нынешней школе мне кажутся незначительными. При этом оценить плохо или хорошо учат детей, я могу только по уровню знаний и этот уровень меня устраивает. А вот подход к преподаванию литературы я могу оценить и по существу. И он мне очень близок.
С пятого по восьмой класс включительно дети не изучают те произведения, которые входят в школьную программу по всей стране. Педагоги сами подбирают книги в соответствии с возрастом. Например, в пятом классе “Муму” не проходят. И слава богу, потому что пятиклассники не в состоянии понять все стороны этого произведения. Они, в частности, совершенно не считывают, почему Герасим немой. Про крепостное право в этом возрасте дети знают мало, у них нет в голове контекста, который необходим для понимания рассказа.
При этом и былины, и средневековые баллады наши пятиклассники изучали. Но из классических произведений они читали не самые очевидные. У средней, например, сейчас Диккенс “Большие надежды”. А у старшей в прошлом году вообще был “Повелитель мух”. Причем, первое прочтение книги учительница устроила на весенних каникулах в походе. Они выбрались на остров посреди озера в Псковской области и там у костра читали повелителя мух. По-моему, это отличный урок литературы — сразу понятно, для чего она вообще нужна.
Я, признаться честно, эту учительницу (она преподает у старшей дочери) просто обожаю. Да, что там обожаю, я сама мечтала бы у нее учиться. Насколько я понимаю, свою главную задачу она видит в том, чтобы дети полюбили литературу и поняли, в чем смысл анализа и изучения текстов. Но на первом месте, я думаю, все-таки любовь. Например, в прошлом году учительница заметила, что дети обсуждают оруэлловскую “1984”. И что думаете? Они потом полгода проходили антиутопии. Кучу всего перечитали, все разобрали. Дети были очень увлечены, сами хотели разобраться. Дочка приходила из школы и с нами продолжала обсуждать все, что не успели обговорить на уроке.Надо ли добавлять, что литературу мой ребенок обожает?
Кроме того, на уроках практикуется медленное чтение. Это такой прием, когда анализируется буквально каждая строчка и абзац в тексте (конечно, так работают с небольшими отрывками из произведений). По описанию это может показаться скучным, но это не так. У хорошего учителя такая работа становится невероятно интересной. Дети учатся видеть структуру текста, все его слои. Обращать внимание на его части, лексические поля. Понимать, почему то или иное слово находится там, где оно находится. Ведь в хороших литературных текстах ничего случайного нет.
Поверьте, те, кто научился так работать с текстом, потом, как правило, пишут прекрасные сочинения.
Но такой подход, конечно, нравится не всем. Некоторые дети уходят. Их родителям такие уроки не по душе. Они очень хотят “Муму” в пятом классе и дальше по списку. А строгое следование программе у нашей учительницы начинается в 9 классе. И все всё успевают пройти, запомнить и хорошо сдать. Стоит добавить, что у этой учительницы в послужном списке несколько победителей и призеров ВсОШ по литературе. Конечно, заключительного этапа. Причем, один несколько лет назад умудрился одновременно взять заключительный этап и по литературе, и по математике. Понятно, что первоочередную роль здесь сыграли способности и характер самого школьника. Но мотивация и любовь к предмету — несомненная заслуга учителя.
В общем, мне такие нестандартные уроки больше по душе, чем единый учебник для всей страны. Тем более, что программа по литературе в средней школе у меня вызывает большие вопросы. Именно в области подбора произведений. Детям надо читать про то, что им близко и понятно. Таких книг море и среди них есть очень-очень хорошо написанные. Взять хотя бы рассказы Анатолия Алексина. А “Муму” для них — что-то с другой планеты. История про людей, которые совершают абсолютно непонятные для 11-летних школьников поступки. Поэтому и проходит это по-настоящему глубокое драматическое произведение мимо них. И литературу сами дети начинают считать скучным предметом, не имеющим отношения к реальной жизни. А это совсем не так.