Софья Владимировна Олсуфьева, урожденная Глебова, находилась в заключении в Свияжской исправительно-трудовой колонии №5 УИТЛиК (Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний) НКВД СССР. Была арестована 1 ноября 1941 года, обвинялась по статье 58-10 ч. 2 – «антисоветская агитация». В Свияжской ИТК оказалась в 1942 году и скончалась здесь 15 марта 1943 года от пеллагры – крайней формы истощения и связанных с этим осложнений.
Софья Глебова – представительница знатного дворянского рода Глебовых и Стрешневых, родилась в 1884 году в Санкт Петербурге. В юности находилась при царском дворе как фрейлина вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В 1903 году вышла замуж за графа Юрия Александровича Олсуфьева. Молодые обосновались в имении Олсуфьевых в Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля. Софья Владимировна основала монастырскую общину при храме Архангела Михаила, открыла приют для сирот, рукодельную мастерскую. Главным делом Юрия Александровича стало строительство храма-памятника преподобного Сергия Радонежскому. К этому периоду относится портрет графини Софьи Олсуфьевой, написанный в 1911 году художником Валентином Серовым.
В годы Первой мировой войны судьба привела Олсуфьевых на Кавказ, где Юрий Александрович занимал должность по линии помощи больным и раненым воинам. Софья Владимировна скрашивала быт, помогала супругу в его нелегком деле.
С началом революционных событий 1917 года в жизни Олсуфьевых произошло важнейшее событие. По признанию Софьи Владимировны, она удостоилась видения преподобного Сергия Радонежского. Ей было открыто, что надо пребывать при гробе святого. Олсуфьевы, после разного рода перипетий, перебрались в Сергиев Посад и с этого времени жили мыслью о необходимости выполнения некой важной религиозной миссии.
В 1920-е гг. в Советской России, в рамках громкой антирелигиозной кампании, прокатилась волна публичных вскрытий захоронений святых православной церкви. Эта же участь властями была уготована и мощам преподобного Сергия Радонежского. Стало очевидно, что мощи необходимо спасать. В этой ситуации, Юрий Олсуфьев, вместе со священником и философом Павлом Флоренским, сокрыли главу преподобного. Сложность момента заключалась в том, что образовавшуюся «пустоту» было необходимо чем-то восполнить, чтобы пропажа не обнаружилась. Решили заменить главу преподобного главой князя Трубецкого. Согласие на подмену дала Софья Владимировна, прямой потомок Трубецких.
После этого Олсуфьевы долгие годы прятали главу преподобного – сначала в своем доме в Сергиевом Посаде, затем Юрий Александрович, опасаясь ареста, изготовил дубовый ковчег и закопал его в саду. В Троице-Сергиеву лавру, откуда главу преподобного изъяли, она была возвращена в 1946 году, когда для этого возникли благоприятные условия. Но Олсуфьевых к этому времени уже не было в живых…
Супругам часто приходилось переезжать. Жили в Подмосковье, самой Москве. Софья Владимировна много и плодотворно работала реставратором предметов декоративного искусства в музеях. Юрий Александрович трудился в реставрационных мастерских, был приглашен на работу в отдел древнерусской живописи Третьяковской Галереи. Но над ними постоянно висела опасность ареста. Дворянское происхождение, религиозные убеждения, мировоззрение Олсуфьевых не соответствовали советской действительности.
Первый этап развязки наступил в 1938 году. Юрий Александрович был арестован и расстрелян. Софья Владимировна под жернова политических репрессий попала через несколько лет. В годы Великой Отечественной войны надзор за такими людьми усилился. Осенью 1941 года, когда враг приблизился к Москве, сотрудники НКВД стали действовать особенно активно. Классово «чуждые» элементы арестовывались по малейшему подозрению. Эта участь постигла и Софью Олсуфьеву. Существует версия о том, что на нее донесла соседка по коммунальной квартире – по ее мнению, Олсуфьева ждала прихода немцев.
Вначале Софья Владимировна содержалась под арестом в Москве. Затем была этапирована в Свияжск, в тюрьму № 8 НКВД СССР, открытую в 1941 году. Это была перемещенная из Москвы печально известная Бутырка. Отсюда Олсуфьеву перевели в ИТК-5, колонию, находившуюся на территории бывшего Свияжского Успенского монастыря. Примечательно, что в ИТК-5 Олсуфьева содержалась на основании обвинения, не имея на руках приговора и, следовательно, не зная своего срока. В декабре 1943 года дело в отношении Олсуфьевой было прекращено в связи с ее смертью. Спустя долгое время, в 1993 году Прокуратура Московской области дала заключение о реабилитации С.В.Олсуфьевой в связи с отсутствием в ее деяниях состава преступления.
А десятью годами раньше, в 1983 году, в Свияжске на западной стене Успенского монастыря появились мемориальные таблички с именами Софьи Олсуфьевой и ее родственника Владимира Голицына (умершего в ИТК-5 в феврале 1943 года), установленные их потомками. Это был первый знак памяти жертвам политических репрессий, находившимся в Свияжске.
Материал подготовил Валерий Яковлев, сотрудник Музея-заповедника "Остров-град Свияжск"