Сергей Павлович Королев родился в городе Житомир в 1906 г. в семье учителя русской словесности и дочери нежинского купца. С раннего детства маленький Серёжа проявлял себя, как умный и очень любознательный ребёнок. В 1911 г. произошло событие, коренным образом изменившее жизнь мальчика - 4 июня в город приехал один из первых русских летчиков, популяризатор воздухоплавания и авиации Сергей Уточкин. В город был также доставлен и самолёт Уточкина, полёт которого произвёл на маленького Сергея невероятное впечатление. Мальчик был настолько поражён, что уже тогда понял, что хочет связать свою жизнь с воздухоплаванием.
Затем, проживая сначала в Киеве, а после и в Москве, Королев получил образование и занялся проектированием различных летательных аппаратов. В 30-е годы наш герой загорелся идеей построения ракетоплана, ознакомившись с трудами Циолковского. В феврале 1938 г. в своём докладе Королев изложил возможности применения ракетоплана в различных целях, в том числе и в роли высотного истребителя-перехватчика. Однако к сожалению вскоре он был вынужден оставить работу над этим проектом, который был в итоге завершён его коллегой Щербаковым в 1940 г. Произошло против воли нашего героя.
Ночью 27 июня 1938 г. Сергей Королев был задержан на служебной квартире в доме на Конюшковской улице и сразу увезён в тюрьму НКВД на Лубянке. Там учёный был «поставлен на конвейер» - ему не давали ни есть ни спать, выбивая нужные показания. Согласно протоколу из уголовного дела Королева, его таким образом «обрабатывали» почти месяц. В итоге, Сергей Королев признал, что состоял в антисоветской организации, куда его вовлекли начальники и коллеги по Реактивному институту.
Ученого обвинили по двум пунктам статьи 58 Уголовного кодекса: подрыв государственной промышленности и организационная деятельность, направленная на совершение преступлений, предусмотренных этой же статьей. Спустя много лет, Королев признается своей жене:
Я подписал протокол потому, что мне угрожали: «Не подпишешь — погубим твою жену и дочь».
Через 3 месяца после ареста состоялся суд, на котором Сергей Павлович Королев был приговорён к 10 годам лагерей (в те времена это означало расстрел). Впрочем здесь Королева спас счастливый случай - с приходом к власти в НКВД Лаврентия Берии, поколение «ежовских» пошло под нож и многие дела были в итоге пересмотрены. 13 июня 1939 г. приговор был отменен и отправлен на доследование. В результате хлопот друзей и знакомых семьи Королевых, начался пересмотр дела, однако кровавую мясорубку ГУЛАГа было уже не остановить - 14 июля 1939 г. Королев по этапу добрался до Владивостока, а позже был направлен в Магадан. Наконец, в августе того же года он оказался в посёлке Мадьяк - на золотом прииске, пользовавшимся дурной славой. Суровая среда обитания (заключённые жили фактически в палатках на лютом морозе) и порядки, установленные в лагере уголовниками, приводили к тому, что в день там умирало 10-15 человек.
В письмах Сергей Павлович рассказывал о своём плачевном состоянии: у него расшатались и стали выпадать зубы, распух язык и стали отекать ноги. Вдобавок ко всему, он попал в немилость к старосте-уголовнику и ученого стали регулярно лишать пайка. За несколько месяцев в общем-то молодой ещё человек превратился в доходягу, находящегося на грани жизни и смерти.
В очередной раз жизнь ученого была спасена в результате счастливой случайности: о нем узнал бывший директор Московского авиазавода Михаил Усачёв, с которым Королев был хорошо знаком. Усачёв умел заставить окружающих себя уважать, да и к тому же был отличным боксером. В итоге, он выбил для товарища койку в санчасти, где лагерный врач смогла выходить доходягу. А там уже и пришёл приказ о том, чтобы Королева этапировали на пересмотр дела в Москву. Дочь ученого так вспоминала этот ужасный период жизни её отца:
Месяцы, проведённые на золотоносном прииске, оставили такую страшную рану в душе, что отец спустя годы неоднократно повторял: «Я ненавижу золото»
Во время очередного этапа Королева вновь спас от гибели счастливый случай: он не успел попасть на рейс теплохода «Индигирка». 12 декабря 1939 г. теплоход попал в шторм и потерпел крушение у берегов Японии. Погибли все 740 запертых в трюме заключённых. Добрался до Владивостока наш герой лишь под Новый Год. Его состояние было настолько ужасным, что начальник Хабаровской пересылки отпустил его без конвоя к доктору, которая отмыла и перевязала гниющие язвами ноги, снабдила витаминами и лекарствами.
До Москвы Сергей Павлович добрался лишь в конце февраля 1940 г. Вскоре состоялся пересмотр его дела, однако срок ему сократили лишь незначительно - до 8 лет. Однако снова в горнило ГУЛАГа наш герой не попал - его направили в т.н. "шарашку" - конструкторское бюро ЦКБ-29, в котором заключенные создавали новый военный самолет под руководством зека, выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева.
"Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший, высший круг – в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался – куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место. " А.И. Солженицын "В круге первом"
В июле 1941 г. "шарашку" эвакуировали в Омск, откуда Королев вскоре был направлен в Казань, где ему было поручено заниматься разработкой самолетных двигателей. В 1944 г. ученый попал под амнистию, однако реабилитирован был лишь в 1957 г. - за полгода до запуска первого искусственного спутника Земли.
Впереди ему предстояло еще много трудов и заслуженная слава, однако старые травмы, полученные в лагерях, все же дали о себе знать. 14 января 1966 года главный конструктор умер после неудачной полостной операции. У Сергея Павловича недостаточно широко раскрывался рот, поэтому ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею. Известный хирург Борис Петровский вспоминал, что Королев до самого конца скрывал, что у него были сломаны челюсти. Сергею Павловичу было всего 59 лет.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.