Как известно, Российская Федерация обладает самым большим в мире ледокольным флотом. С учетом развития Северного морского пути - это огромное преимущество и задел на будущее. Принято считать, что основы мощного ледокольного флота были заложены в СССР, однако это правда лишь отчасти. Корни этого, как и многих других достижений СССР лежат во временах Российской империи. А положил начало развитию русского ледокольного флота - выдающийся адмирал Макаров, о котором я уже писал. 31 марта (по старому стилю) - день памяти Степана Осиповича, поэтому я расскажу вам о наверное самом любимом его детище - ледоколе «Ермак», отце русского ледокольного флота
Сразу отмечу, что «Ермак» не был первым в истории ледоколом - первенство и здесь принадлежит нашему соотечественнику: в 1864 г. по указанию судовладельца М.Бритнева его пароход «Пайлот» был переоборудован по примеру поморских торосных лодок. За счёт своей конструкции, корабль как бы наползал сверху на лёд и ломал его своей массой. Это продлевало навигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом на несколько недель. Однако вызовы нового времени показали необходимость постройки судна, способного решать абсолютно другие задачи.
В конце 19 века Сибирь становилась все более и более развитым в экономическом плане регионом и возникла явная необходимость вывозить произведённые там товары. Строящийся в то время Транссиб с этой задачей пока не справлялся. Для решения такой сложной задачи понадобился незаурядный человек - им и оказался Степан Макаров.
Помимо всего прочего, Макаров был адептом идеи использования Северного морского пути и в военных целях - для быстрой переброски флота с Тихого океана в Балтийское море и обратно. К сожалению, эта идея поддержки не сыскала, что еще аукнется России в ходе Русско-Японской войны.
Заручившись поддержкой министра финансов С.Ю. Витте и великого ученого Д.И. Менделеева, Макаров в 1897 г. получил разрешение и средства для постройки ледокола. В качестве подрядчика была выбрана английская фирма «Армстронг и Уитворд». Уже через год ледокол «Ермак» был спущен на воду.
Судно было построено по последнему слову тогдашней техники, имело длину порядка 100 метров и располагало четырьмя паровыми машинами. Ледокол отличался повышенной живучестью, благодаря многочисленным водонепроницаемым отсекам.
4 марта 1899 г. на глазах изумленной кронштадтской публики «Ермак» прибыл в порт, с лёгкостью проламывая толстый мартовский лёд. Ледокол сразу же приступил к делу - освободил ото льда суда в кронштадтском и ревельском портах, а в начале апреля с лёгкостью вскрыл устье Невы. Макаров стал настоящим героем дня. Уже 8 мая 1899 г. «Ермак» приступил к своей главной задаче - штурму Арктики. К сожалению, первый блин вышел комом: выяснилось, что при строительстве допущен ряд недочетов и корабль даёт течь. Поэтому «Ермака» отправили обратно в Англию на ремонт.
Многие чиновники были крайне недовольны первыми результатами «Ермака» - на корабль угрохали 1,5 млн рублей а выхлопу пока ноль. Вскоре однако во льдах затерло дорогостоящий броненосец «Апраксин» и вот уже здесь настал звездный час «Ермака». В течение зимы 1899-1900 гг. «Ермак» совершил десятки рейсов к терпящему бедствие кораблю, доставляя взрывчатку и специалистов для освобождения судна из ледяного плена. В итоге, броненосец стоимостью 4,5 млн. руб. был спасён и ледокол с лихвой отработал затраты на постройку. Также во время этой спасательной операции впервые в истории флота было радио - изобретение другого гениального русского ученого Александра Попова.
Летом 1901 г. Макаров снова повёл «Ермака» в Арктику. Расчеты адмирала оправдались: ремонт пошёл кораблю на пользу, течей не наблюдалось. Однако пробиться к самому Северному полюсу не удалось - не хватило мощности двигателей. Уже через 70 лет это сделает другой русский ледокол - «Арктика».
В период с 1901 по 1914 г. Ермак трудился на Балтике со льдами и спасая попавшие в затруднительные обстоятельства корабли. Например в 1908 г. «Ермак» спас попавший в бедствие крейсер «Олег», в очередной раз окупив затраты на постройку.
Настоящий звездный час ледокола произошел в 1918 г., когда русский Балтийский флот, находившийся в Ревеле был под угрозой захвата наступавшими немцами. Под командованием начальника морских сил и при помощи ледокола «Ермак», все корабли были успешно выведены в Хельсинки в феврале того же года. Однако и там кораблям не было покоя - по Брестскому миру все русские корабли должны были покинуть финские порты. Корабли снова были под угрозой захвата немцами и снова «Ермак» пробил им путь ко спасению в Кронштадт. В итоге, было спасено 211 кораблей и судов, в т.ч. 6 линкоров
В ходе одного из переходов Кронштадт-Хельсинки «Ермак» был даже атакован финским ледоколом «Тармо», пытавшемся помешать эвакуации, однако от этой атаки он отбился и успешно завершил свою операцию, за которую экипаж судна был награждён почетным красным знаменем.
В 1938 г. ледокол спас целых пять караванов судов, а позже принял участие в эвакуации первой советской полярной станции «Северный полюс-1», успешно доставив в Ленинград ставших известными «папанинцев». В годы ВОВ «Ермак» принимает участие в обороне Ленинграда: эвакуирует гарнизон о. Ханко, проводит на позиции боевые корабли и подводные лодки. С окончанием войны, «Ермак» возвращается в порт Мурманска, где и трудится до конца своей долгой карьеры
В 1962 г. «дедушка» русского ледокольного флота совершил свой последний поход в Арктику. В 1964 г. старый ледокол был разделан на металл, а имя передано уже атомному ледоколу «Ермак» 1974 г. постройки.
Сегодня просторы Арктики бороздят уже «дети и внуки» прославленного плода творческого гения Степана Осиповича Макарова. Его мечты о полноценном Северном морском пути и свободно ходящем по нему русском флоте стали реальностью.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.