Подобное не осуждалось, встречалось довольно часто и поэтому легло в основу народных преданий, отголоски которых дошли до наших дней в виде сказок. Сегодня, расскажу о символике предания о "Белоснежке" ("Мертвая царевна и семь богатырей" и прочие пересказы мономифа.), какой смысл нес данный архетип. Узнаем подлинную историю данной сказки без налета романтизма, которой она обросла за тысячи лет и дошла до наших дней в том виде в каком мы её знаем.
Домик в лесу - лесное братство
Истоки данного эпоса лежат в первобытном строе времен неолита и связаны с так называемыми мужскими домами. Такие дома и по сей день встречаются в некоторых племенах. Суть этих домов связана с обрядами инициации. Переход во взрослую жизнь. Становление мужчиной, было связано с обучении мужским ремеслам, обрядам и таинствам и главное, отлучением от матери, поэтому женщинам вход в мужской дом был строго запрещён, кроме одного исключения - посвященной девушки.
Девушка попадает в лесной дом
Девушка попадала в мужские дома по своей воле, иногда её отводили туда родители. Причины были различны, кто-то сбегал в поиске защиты, кто-то ради дальнейшего благосостояния, так как нахождение в мужском доме сулило по уходу из оного различные подношения и дары.
Девушка не могла остаться там навсегда, иначе бы её стали презирать.
Девушка в лесном братстве
Мужской дом, это братство, а посвященная в таинства этого сообщества девушка именовалась "сестрица". Но отношение, в некоторых аспектах, с мужчинами, у девушки были весьма не сестринские. Быт её состоял из того что пользовалась большим уважением и заботой со стороны мужчин, жила в отдельном помещении, помогла в бытовых делах. Сожительство - это был полигамный союз, всегда был на добровольных основаниях. Как правило, она была любовницей всех мужчин в доме, хотя в некоторых случаях жила лишь с одним и это заканчивалось браком. В целом, нахождение девушки в мужском доме и сулил брак при покидании дома, но это, как правило, было уже после ухода из лесного дома.
Символическая смерть девушки и уход из братства
Когда наступал период ухода девушки из дома лесного братства, и по причине того что она была посвящена, присутствовала на обрядах и мужских таинствах, то просто так она не могла уйти. Перед уходом, она должна была пройти обряд "мнимой смерти". В целом, все обряды инициации и представляют собой символическую смерть, пожирание хищниками и т.п. Девушка опаивалась снадобьями, проводились символические похороны, после чего "воскрешался новый человек".
Архетип "Белоснежки"
Архетип "Белоснежки", довольно популярный. Яркий, заметный, легко привлекает внимание, потому используется в рекламе, фильмах, книгах. Насколько он запоминается, легко увидеть на примере фильма 9-я рота. Сюжетная арка "Белоснежки" в этом фильме, полностью повторяет путь классического архетипа. При чем, всё идет по канонам, есть "мужской дом" - учебка, где мужчины проходят обряд инициации, куда не допускаются женщины. Полигамный союз. Да и персонажа фильма прямо зовут "Белоснежка". Единственное, что нет символической смерти в конце. Но стоит учитывать что не во всех историях данного архетипа, была эта самая мнимая смерть.
В современном обществе, за последнюю тысячу лет, ввиду культивации морали, сказка и полигамия в целом, выглядят пошло. Но рассматривать её, все же стоит через этнографию и призму истории раскрывающий один из аспектов жизни людей в те доисторические времена.
Хотя, далеко ходить и не надо, отголоски подобного сохранились и до наших дней в племенах не перешедших в своем образе жизни из неолита. Это легко увидеть на примере Тибетцев, где девушка выходит замуж за всех братьев сразу, или африканского племени Масаи, где девушка выходит замуж за всех мужчин одного возраста в племени. Вот такая она настоящая история "Белоснежки".
Постараюсь побольше писать подобных статей. Почему-то кажется что подобные разборы сказок интересны будут не только мне. Спасибо что дочитали и хорошего вам дня 🙂