Найти в Дзене
ПолитпроFun

Эпидемия доносов 2.0

История развивается по спирали. Виток в 80 лет прошёл быстро. Не заметно вернулись старые, и совсем недобрые, времена обращений в компетентные органы на неблагонадёжных граждан. Доносы в 2024 стали обыденностью, словно никогда не покидали наши палестины. Интернет и телевидение, под неспящим оком Саурона Роскомнадзора и неравнодушных россиян. Частное мнение выхолащивается, эксперты и журналисты уходят в самоцензуру, а количество жалоб всё равно рвётся в высь год от года. Донос-машина пошла в разнос. Посещение интернет-сайтов становится с родни приглашению к шведскому столу. Всегда в меню оскорбление чувств верующих, поиск противников проведения Специальной военной операции, борьба за традиционные ценности, прочёсывание текстов российских рэперов (да-да, у некоторых вкусы очень специфичны!) на пропаганду запрещённых веществ. Есть лишь одно значительное отличие от времён СССР. Помимо доносчиков «любителей» появились и профессиональные борцы с инакомыслием. И если среди первых много идейны

История развивается по спирали. Виток в 80 лет прошёл быстро. Не заметно вернулись старые, и совсем недобрые, времена обращений в компетентные органы на неблагонадёжных граждан. Доносы в 2024 стали обыденностью, словно никогда не покидали наши палестины.

Интернет и телевидение, под неспящим оком Саурона Роскомнадзора и неравнодушных россиян. Частное мнение выхолащивается, эксперты и журналисты уходят в самоцензуру, а количество жалоб всё равно рвётся в высь год от года.

Донос-машина пошла в разнос. Посещение интернет-сайтов становится с родни приглашению к шведскому столу. Всегда в меню оскорбление чувств верующих, поиск противников проведения Специальной военной операции, борьба за традиционные ценности, прочёсывание текстов российских рэперов (да-да, у некоторых вкусы очень специфичны!) на пропаганду запрещённых веществ.

Есть лишь одно значительное отличие от времён СССР. Помимо доносчиков «любителей» появились и профессиональные борцы с инакомыслием. И если среди первых много идейных сторонников чисток, то «профи» смело можно отнести к конъюнктурщикам. Точно знающим, какую выгоду извлекут из своей жалобы.

"Вы, вероятно, ошиблись. Я доброжелатель, а поэт живёт этажом выше!", Владимир Добровольский
"Вы, вероятно, ошиблись. Я доброжелатель, а поэт живёт этажом выше!", Владимир Добровольский

Обычный люд жжёт, как электродуговая сварка, строчя доносики на покрашенные лавочки в цвета радуги, девичьи косички из жёлто-синих лент или чужую ленту интересов в мобильнике, подглядев её неравнодушным глазом. Казалось бы, гротеск и фарс, но сила страха после общения с людьми в погонах умножается. Вдруг в следующий раз Фемида будет не благосклонна.

Профессионалы подходят к процессу ответственнее. Им нужен не гротеск, а широкое освещение в медиа. Соответственно объектами их внимания становятся известные личности.

Бесспорный лидер всех жалобщиков - Виталий Бородин, главный инициатор заявлений на российских селебрети. Зиц-председатель федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией (ФПБК), не имеющего даже собственного сайта. О выявленных случаях коррупции никто не слышал, зато доносы на признание «врагами народа» Ахеджаковой, Арбениной, Козловского регулярны и громки.

Виталий Бородин
Виталий Бородин
«Я хотел бы стать идеальным политиком и использовать в своем политическом арсенале только ярко выраженные тона и, по возможности, обходиться без тонов, разведенных водой», Виталий Бородин

Интересен такой момент, что каждый случай доносительства подаётся от имени общественности, а не как личное мнение Бородина. Сразу виден почерк будущего «идеального» политика. Видимо на пути к своей цели все средства хороши. Буквально по головам. Бог судья и УК РФ.

Ещё одна ярая участница донос-движа - Екатерина Мизулина, глава «Лиги безопасного интернета», специализируется на музыкантах и блогерах. Одной рукой искореняет пропаганду запрещённых веществ и нетрадиционных сексуальных отношений, а другой карает противников СВО.

Екатерина Мизулина
Екатерина Мизулина

Правда фарс ей не чужд. Скоротать вечерок танцами, подпевая Фредди Меркьюри, легко. У всех же этот великий артист ассоциируется с непорочностью и здоровым образом жизни. Спеть с курсантами военного училища песню «Вахтёрам» от группы «Бумбокс» - запросто. И сущий пустяк, что солист группы Андрей Хлывнюк числится в составе ВСУ. А вот что он говорит по поводу текста песни:

«Упомянутые в тексте композиции «плюшки — не выпечка», а Чивава — это район в Латинской Америке, где были самые большие нарковойны. Тогда это было в новостях, использовал это как метафоры»

Как скажет Никита Михалков - иронично! Правда почему-то не смешно. Может потому, что спираль возвращения доносов неизбежно совпадает с витком оглушительного молчания запуганных людей. А там недалеко и до момента, когда легендарная Довлатовская фраза «Кто написал 4 миллиона доносов?» окажется детским лепетом.

Обтекаемые формулировки законов предоставляют жалобщикам множество способов удовлетворения своих подозрений в адрес всех и вся. К сожалению, в обратную сторону логика законодателей не работает. Инициатива о наказании серийных доносчиков не была принята. А жаль! Может стоит начать оказывать доносчикам психологическую помощь, раз они чужой жизнью интересуются гораздо больше, чем своей?