Тема человека на войне — одна из самых значимых не только для русской поэзии XX века, но и для литературы в целом. Оказываясь перед лицом катастрофы, личность сталкивается с необходимостью собрать воедино все свои внутренние силы, чтобы преодолеть хаос и уничтожение. История XX века учит нас тому, что война — это не только даты на страницах учебников; она неизбежно меняет жизни всех тех, кто был причастен к ней. Иными словами, она представляет собой тот экзистенциальный опыт, который навсегда меняет существование того, кто с ней столкнулся.
В годы Великой Отечественной войны рождается особое понятие — «поэты-фронтовики». Именно им предстояло изобразить в своем творчестве ту беспощадную действительность, с которой они столкнулись. Говоря о поэтах-фронтовиках, мы вспоминаем имена Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Константина Симонова, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Булата Окуджавы, Семена Гудзенко и других авторов.
Вполне возможно, что одним из самых известных произведений о войне является стихотворение Константина Симонова «Жди меня» (1941). Приведем фрагмент:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Эти строки посвящены Валентине Серовой, возлюбленной поэта, но они стали подлинным посланием всем женщинам, которые надеялись, что однажды встретят своих мужей, братьев, сыновей и отцов с фронта. Не менее знаковым для советского народа стало стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Более того, Константин Симонов также создавал повести, романы и киносценарии.
Так, в 1967 году Александр Столпер создал картину «Возмездие». За основу фильма был взят роман Симонова «Солдатами не рождаются». Алексей Герман, советский режиссер и актер, тоже обращался к произведениям Симонова. Так, в 1976 году зрители увидели фильм «Двадцать дней без войны». Главные роли в картине исполнили Юрий Никулин и Людмила Гурченко.
Свой след в военной лирике оставил и Давид Самойлов. В 1961 году он будет вспоминать фронтовые годы, когда «война гуляет по России»:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
(Фрагмент из стихотворения Давида Самойлова «Сороковые» 1961 года)
Стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной» (1944) повествует о простом солдате, который умирает, чтобы защитить свою Родину. Оставаясь при этом неизвестным, он тем не менее становится фигурой вселенского масштаба:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Женские голоса в советской фронтовой лирике представлены Ольгой Федоровной Берггольц и Юлией Владимировной Друниной. Творчество первой стало подлинным свидетельством трагедии блокадного Ленинграда. Ольга Берггольц проживала блокаду вместе с другими ленинградцами. В ноябре 1941 года умирает ее муж. Она принимает решение остаться в городе. Ольга Берггольц работает на радио. Своими стихами она дарит надежду всем тем, кому довелось пройти через ужасы блокады:
Весной сорок второго года
множество ленинградцев
носило на груди жетон —
ласточку с письмом в клюве.
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
(Фрагменты из стихотворения «Блокадная ласточка 1945 года)
Юлия Друнина пишет о том поколении, для которого опыт юности навсегда омрачен тяжкими годами войны. Более того, она уделяет большое внимание той роли, которую на войне играли сами женщины:
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
(Фрагмент из стихотворения «Зинка» 1944 года)
Как бы там ни было, каждый из поэтов, который когда-то касался в своем творчестве темы войны, обращается к индивидуальному опыту пережитого. Интерес к военной лирике не угасает и в наше время.