Найти в Дзене
Слово и страница

Сороковые фронтовые: тема войны в творчестве поэтов XX века

Тема человека на войне — одна из самых значимых не только для русской поэзии XX века, но и для литературы в целом. Оказываясь перед лицом катастрофы, личность сталкивается с необходимостью собрать воедино все свои внутренние силы, чтобы преодолеть хаос и уничтожение. История XX века учит нас тому, что война — это не только даты на страницах учебников; она неизбежно меняет жизни всех тех, кто был причастен к ней. Иными словами, она представляет собой тот экзистенциальный опыт, который навсегда меняет существование того, кто с ней столкнулся. В годы Великой Отечественной войны рождается особое понятие — «поэты-фронтовики». Именно им предстояло изобразить в своем творчестве ту беспощадную действительность, с которой они столкнулись. Говоря о поэтах-фронтовиках, мы вспоминаем имена Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Константина Симонова, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Булата Окуджавы, Семена Гудзенко и других авторов. Вполне возможно, что одним из самых известных произведений о войне

Тема человека на войне — одна из самых значимых не только для русской поэзии XX века, но и для литературы в целом. Оказываясь перед лицом катастрофы, личность сталкивается с необходимостью собрать воедино все свои внутренние силы, чтобы преодолеть хаос и уничтожение. История XX века учит нас тому, что война — это не только даты на страницах учебников; она неизбежно меняет жизни всех тех, кто был причастен к ней. Иными словами, она представляет собой тот экзистенциальный опыт, который навсегда меняет существование того, кто с ней столкнулся.

В годы Великой Отечественной войны рождается особое понятие — «поэты-фронтовики». Именно им предстояло изобразить в своем творчестве ту беспощадную действительность, с которой они столкнулись. Говоря о поэтах-фронтовиках, мы вспоминаем имена Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Константина Симонова, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Булата Окуджавы, Семена Гудзенко и других авторов.

Константин Симонов
Константин Симонов

-3

Вполне возможно, что одним из самых известных произведений о войне является стихотворение Константина Симонова «Жди меня» (1941). Приведем фрагмент:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Эти строки посвящены Валентине Серовой, возлюбленной поэта, но они стали подлинным посланием всем женщинам, которые надеялись, что однажды встретят своих мужей, братьев, сыновей и отцов с фронта. Не менее знаковым для советского народа стало стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Более того, Константин Симонов также создавал повести, романы и киносценарии.

Так, в 1967 году Александр Столпер создал картину «Возмездие». За основу фильма был взят роман Симонова «Солдатами не рождаются». Алексей Герман, советский режиссер и актер, тоже обращался к произведениям Симонова. Так, в 1976 году зрители увидели фильм «Двадцать дней без войны». Главные роли в картине исполнили Юрий Никулин и Людмила Гурченко.

Давид Самойлов
Давид Самойлов

Свой след в военной лирике оставил и Давид Самойлов. В 1961 году он будет вспоминать фронтовые годы, когда «война гуляет по России»:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

(Фрагмент из стихотворения Давида Самойлова «Сороковые» 1961 года)

-5

Стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной» (1944) повествует о простом солдате, который умирает, чтобы защитить свою Родину. Оставаясь при этом неизвестным, он тем не менее становится фигурой вселенского масштаба:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

Женские голоса в советской фронтовой лирике представлены Ольгой Федоровной Берггольц и Юлией Владимировной Друниной. Творчество первой стало подлинным свидетельством трагедии блокадного Ленинграда. Ольга Берггольц проживала блокаду вместе с другими ленинградцами. В ноябре 1941 года умирает ее муж. Она принимает решение остаться в городе. Ольга Берггольц работает на радио. Своими стихами она дарит надежду всем тем, кому довелось пройти через ужасы блокады:

Ольга Берггольц, голос блокадного Ленинграда
Ольга Берггольц, голос блокадного Ленинграда

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон —

ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

(Фрагменты из стихотворения «Блокадная ласточка 1945 года)

-7

Юлия Друнина пишет о том поколении, для которого опыт юности навсегда омрачен тяжкими годами войны. Более того, она уделяет большое внимание той роли, которую на войне играли сами женщины:

Юлия Друнина
Юлия Друнина

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня — лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

(Фрагмент из стихотворения «Зинка» 1944 года)

-9

Как бы там ни было, каждый из поэтов, который когда-то касался в своем творчестве темы войны, обращается к индивидуальному опыту пережитого. Интерес к военной лирике не угасает и в наше время.