Найти тему

Развитие речи у детей. Интересные игры и упражнения.

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

С самых первых дней жизни ребенка малыш учится общаться с миром и со своим окружением. Развитие речи ребёнка – это всегда длительный процесс. Сложно спрогнозировать, как быстро ребенок заговорит, когда родители услышат долгожданные первые слова.

Из основных факторов, влияющих на развитие речи у ребенка раннего возраста, можно выделить:

  • состояние здоровья и темпы моторного развития;
  • индивидуальные особенности;
  • наследственность, окружающая среда и условия жизни;
  • отсутствие стимуляции речевого развития со стороны взрослых.
Основные этапы речевого развития ребенка:
Крик (0-3 мес);
Гуление (3-6 мес);
Лепет (6-12 мес., например па-па-па, тя-тя-тя, ба-ба-ба);
Осмысленный лепет (12-15 мес. Ребенок соотносит свои действия и оречевляет их, например стук молотком – оречевление тук-тук, машина сигналит би-би);
Слово (15-19 мес., дай, это, мяч, миша, зая)
Предложение (19-24 мес., мама дай, миша топ, киса на, зая прыг).
фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Для развития речи ребенка, родителям необходимо пополнять пассивный словарь ребенка, читать сказки, рассматривать картинки (карточки действия-существительное+глагол), оречевлять движения в играх (я стучу тук-тук, сейчас ты стучи тук-тук, миша идет - топ-топ, сейчас ты иди - топ-топ), изучать названия частей тела, названия игрушек, окружающих ребёнка предметов, использовать больше глаголов, например, Петя/Маша/Костя неси, ищи, бери, кати, вези. Использовать слова первой слоговой структуры, максимально простые предложения, однозначные инструкции.

Приведем пример интересных игр для развития речи и пополнения словарного запаса малыша.

Игра «мою лялю».

Необходимые игрушки: кукла, ванночка для куклы, мыло, душ, баночка в виде детской присыпки, полотенце.
-Маша, смотри, эта ляля Оля. Будем Олю мыть. Эта ванна. Сади лялю в ванну. Бери душ, открывай водичку, как водичка льется с-с-с-с. Лей на голову, живот, ноги, руки. Это мыло (показываем мыло), мой мылом ляле голову, ноги, руки, при этом можем закреплять глагол мою, или оречевлять действие любым слогом.
Далее, Маша бери душ. Включай воду с-с-с-с, смоем мыло с головы, рук, ног.
Маша, неси полотенце. Вытрем руки, трем ноги, голову. Маша, ищи присыпку. Сыпем присыпку, оречевляем сы-сы-сы.
фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Игра для мальчиков с машинкой.

Петя, это машина. Машина сигналит би-би. Петя, как сигналит машина? Би-би. У машины есть колеса. Они крууууглые. Крутим колесо, оречевляем как крутится колесо и закрепляем один из гласных звуков уууууу. Еще у машины есть крууууглый руль. Можно показать ребенку отдельную игрушку руль. Имитируем езду на машине, оречевляем уууу, озвучиваем, что у машины есть сигнал, машинка умеет петь песенку би-би. Жмем на сигнал, озвучиваем би-би. Машину надо завести, имитируем движение запуска машины с ключа, поворачиваем ключик, заводим машину, оречеввлем ва-ва-ва. Машина завелась, Петя, кати машину! Машина едет. Закрепляем глагол кати, крути (руль), сигналь, вези.
фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

В такие несложные и веселые игры можно играть с детьми разного возраста.