Ты узнаешь его из тысячи | ЧАСТЬ 1. ПРОСТЫЕ ПРОВЕРКИ ДЛЯ ВВОДНЫХ СЛОВ

607 прочитали

Вводные конструкции (слова, словосочетания и предложения) – объёмный материал, который в рамках одной статьи проанализировать довольно проблематично.

Потому в 1 ЧАСТИ рассмотрим подробно особенности, которые отличают вводные от иных конструкций.

Данный материал будет полезен учащимся 8 классов, а также всем, кто готовится к сдаче ОГЭ или ЕГЭ.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

С какими трудностями может столкнуться школьник при изучении данной темы?

✔️ 1. Вводные конструкции не являются членами предложения, потому к ним нельзя задать вопрос и опознать в предложении именно по вопросу или по синтаксической роли.
✔️ 2. Вводные можно запросто перепутать с другими конструкциями, которые имеют с вводными некоторые сходные признаки (со вставными конструкциями, с частицами, с некоторыми производными предлогами и союзами).
✔️ 3. Есть слова, которые могут в разных предложениях играть роль как вводных, так и не вводных конструкций, то есть выучить раз и навсегда вводные слова наизусть не получится.
✔️ 4. Довольно непростая пунктуация (вводные конструкции не всегда с двух сторон выделяются запятыми).
✔️ 5. Есть некоторые сложности с выделением именно вводных предложений, что может привести к ошибкам при характеристике предложений.

Попробуем найти, как всегда, простые ответы на перечисленные выше непростые вопросы.

Вводные конструкции (слова, словосочетания и предложения) – объёмный материал, который в рамках одной статьи проанализировать довольно проблематично.

Для начала нужно наметить базовые признаки, которые помогут нам узнать вводную конструкцию в предложении:

👉1. Не являются членами предложений.
👉2. Могут быть извлечены из предложения без нарушения смысла.
👉3. Имеют свои специальные значения.

Этих условий вполне достаточно, чтобы узнать вводную конструкцию и расставить знаки препинания.

Но каждый из этих пунктов требует некоторых важных примечаний.

ПРИМЕЧАНИЕ 👇👇👇

❤️1. Вводные слова не являются членами предложения. Это факт. Но что это значит?
Это значит, что ни к ним, ни от них (а это даже важнее) нельзя задать вопрос в предложении.

✔️ Кажется, этот дождь никогда не прекратится.

Нельзя задать вопрос ни к слову КАЖЕТСЯ, ни от него, поэтому оно не член предложения.

✔️ Кажется, что этот дождь никогда не прекратится.

Кажется ЧТО? что этот дождь никогда не прекратится. Мы задали вопрос к целой части сложного предложения (да, вопрос можно задавать не только к слову, но и к части предложения). КАЖЕТСЯ – член предложения.

❤️ 2. Вводные слова могут быть извлечены из предложения без нарушения смысла.

Это условие для школьников самое простое, понятное и очевидное. Многие только им и пользуются. Но это большая ошибка!

Есть масса конструкций, которые точно также можно убрать из предложения, но вводными они не являются.

✔️ Вы мне КАК БУДТО этого не говорили. – Вы мне этого не говорили.

✔️ К тёте Наде — ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ — приехали племянники из города. – К тёте Наде приехали племянники из города.

Выделенные конструкции можно убрать из предложения, и смысл предложений вовсе не страдает. Но выделенные слова – это не вводные конструкции, а потому правила постановки знаков препинания здесь другие.

Потому очень важно изучить следующий признак👇👇👇

❤️ 3. Вводные слова имеют свои специальные значения.
Именно этот пункт является определяющим при принятии окончательного решения: вводное перед нами слово или нет.

Многие школьники его игнорируют, потому что работа со смыслами не самая приятная часть любого правила. Но это именно тот признак, который точно укажет на вводное слово, потому что перечисленные ниже значения характерны только для вводных конструкций.

ЗНАЧЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ (кратко):

👉А. чувства говорящего (к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к удовольствию, к ужасу своему, к стыду и др.)
👉Б. степень достоверности сообщаемого (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, кажется, вероятно, может быть, возможно, очевидно, по-видимому, пожалуй, вероятно, наверно и др.)
👉В. источник сообщения (по-моему, говорят, по слухам, с точки зрения…, по словам…, по сообщению…, по мнению…, по данным…, считаю и др.)
👉Г. связь мыслей и способ их оформления (во-первых, во- вторых, наконец, следовательно, итак, значит, наоборот, например, прежде всего, вместе с тем, словом, одним словом, так сказать, сказать по совести, между нами говоря, самое главное, короче говоря, вообще, вернее и др.)
👉Д. призыв к собеседнику (видите ли, пойми, вообрази, представьте себе, позвольте, обратите внимание и др.)

Таким образом, все конструкции можно условно разделить на три группы:

❤️ 1. Слова, которые всегда являются вводными (если мы их знаем, можем даже не устраивать им проверку).

По-видимому, например, следовательно, пожалуйста, впрочем, итак, мол, дескать, чай, пожалуй, собственно говоря, короче говоря, по правде говоря, стало быть, по правде сказать, во-первых, во-вторых и др.

❤️ 2. Слова, которые никогда не бывают вводными (это служебные части речи – предлоги, союзы, частицы).

Ведь, вот, даже, ишь, все-таки, будто, как будто, как бы, якобы, словно, небось, авось, как-никак, вряд ли, причём, притом, к тому же, тем не менее, тем более, между тем, по решению, по постановлению, по замыслу, в конечном счёте и др.

❤️ 3. Слова, которые в разных предложениях могут быть как вводными словами, так и не вводными.

СРАВНИМ:

✔️ 1 предложение – ВИДНО, из-за дождя прогулка в парке отменяется.

✔️ 2 предложение – Сквозь мглу ВИДНО всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Проанализируем оба предложения по следующим шпаргалкам:

ВВОДНОЕ СЛОВО:

1. НЕ член предложения (к нему и от него нельзя задать вопрос).
2. Слово можно убрать из предложения без нарушения смысла.
3. Имеет значение вводного слова.
4. Можно заменить на синонимичное вводное слово.
5. Слово не имеет прямого лексического значения.

НЕ ВВОДНОЕ СЛОВО:

1. Член предложения (к нему и/или от него можно задать вопрос).
2. Слово нельзя убрать из предложения без нарушения смысла.
3. Не имеет значения вводного слова.
4. Нельзя заменить на синонимичное вводное слово.
5. Слово имеет прямое лексическое значение.

✔️ 1 предложение: ВИДНО – вводное слово (вопрос задать нельзя; убрать из предложения можно; значение – степень достоверности сообщаемого; можно заменить на слова НАВЕРНО, ВЕРОЯТНО; у слова нет прямого значения).

✔️ 2 предложение: ВИДНО – не вводное слово (от него можно задать вопрос – видно КАК? сквозь мглу; убрать из предложения нельзя, нарушается смысл; значение вводного слова нет; нельзя заменить на слова НАВЕРНО, ВЕРОЯТНО; у слова прямое значение – ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).

И ещё пару нюансов.

❤️ 1. Почему в приведённых ниже предложениях выделенные слова не вводные?

✔️ Вы мне КАК БУДТО этого не говорили.

КАК БУДТО – это частица (к ней и от неё нельзя задать вопрос, можно убрать из предложения, НО она не имеет значения вводных слов, потому не вводное слово).

✔️ К тёте Наде — ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ — приехали племянники из города.

ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ – вставная конструкция (к ней и от неё нельзя задать вопрос, можно убрать из предложения, НО она не имеет значения вводных слов, потому не вводное слово). Несёт добавочную информацию, потому вставная.

❤️ 2. Нужно помнить, что вводным может быть целое предложение, но характеристики его такие же, как и для вводных слов и словосочетаний.

✔️ Он понял, КАК БУДЕТ ТРУДНО СДАТЬ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Выделенная часть – это не вводное предложение, а часть сложноподчинённого (есть грамматическая основа – сказуемое ТРУДНО БУДЕТ СДАТЬ; к этой части можно задать вопрос – понял ЧТО?, удаление из предложения приводит к нарушению смысла, и значения вводной конструкции оно не имеет).

✔️ КАК ПОЛАГАЮТ РАЗРАБОТЧИКИ ЗАКОНА, экологическая безопасность – важное направление государственной деятельности.

Выделенная часть – это вводное предложение в составе простого предложения (есть грамматическая основа – подлежащее РАЗРАБОТЧИКИ и сказуемое ПОЛАГАЮТ; к этой части нельзя задать вопрос; удаление из предложения не приводит к нарушению смысла; есть значение вводной конструкции – источник сообщения).

Во 2 ЧАСТИ рассмотрим постановку знаков препинания при вводных конструкциях.

ВНИМАНИЕ! 2 ЧАСТЬ уже опубликована. Читайте материал👉 ЗДЕСЬ!

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки!