Ты узнаешь его из тысячи | ЧАСТЬ 2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ

268 прочитали

Вводные конструкции (слова, словосочетания и предложения) – объёмный материал, который в рамках одной статьи проанализировать сложно.

В ЧАСТИ 1 были проанализированы главные признаки вводных слов, перечислены возможные значения вводных конструкций, а также дан перечень слов, которые всегда выступают в качестве вводных, и список слов, которые никогда вводными не бывают. Все желающие прочитать ЧАСТЬ 1 жмите👉 СЮДА!

В сегодняшней статье, как и обещала, разговор пойдёт о постановке знаков препинания при вводных конструкциях, что особенно полезно будет изучить 8-миклассникам, а также всем, кто готовится к ОГЭ или ЕГЭ.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Пунктуация при вводных конструкциях довольно проста: являясь вводным, слово выделяется с двух сторон запятыми независимо от позиции в предложении. Потому главное – это узнать вводное слово, опираясь на указанные в предыдущей статье признаки.

Ещё раз кратко перечислю их ниже👇👇👇

ПРИЗНАКИ ВВОДНЫХ СЛОВ:
👉1. Не является членом предложения (к нему и от него нельзя задать вопрос).
👉 2. Слово можно убрать из предложения без нарушения смысла.
👉 3. Имеет специальное значение вводного слова.
👉4. Можно заменить на синонимичное вводное слово.
👉5. Слово чаще всего не имеет прямого лексического значения.

✔️ В нашей деревне, /ГОВОРЯТ/, уже почти никого не осталось из старожилов.

ГОВОРЯТ – вводное слово (к нему и от него вопрос задать нельзя; можно убрать без нарушения смысла; обозначает источник сообщения; заменяется на синонимичное вводное слово ПО СЛУХАМ).

Как видно из примера, вводное слово выделено запятыми, что не противоречит правилам пунктуационного оформления на письме вводных конструкций.

Вводные конструкции (слова, словосочетания и предложения) – объёмный материал, который в рамках одной статьи проанализировать сложно.

На этом можно было бы и закончить статью, но именно здесь и начинаются некоторые пунктуационные нюансы. Их немало, но в статье расскажу только базовые случаи, с которыми может столкнуться школьник при оформлении сочинения, изложения или диктанта.

1. ВВОДНОЕ СЛОВО + ВВОДНОЕ СЛОВО

❤️ Каждое вводное слово обособляется отдельно, даже если такие слова стоят рядом.

✔️ /ВПРОЧЕМ/, /КАЖЕТСЯ/, они были знакомы до революции. /КОНЕЧНО/, /МОЖЕТ БЫТЬ/, я ошибаюсь.

2. ВВОДНОЕ СЛОВО + ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ

Вводное слово – это обособленная конструкция, которая может стоять внутри другой обособленной конструкции (внутри причастного оборота, деепричастного оборота, сравнительного оборота и т.д.)

❤️ 1. Вводное слово стоит В НАЧАЛЕ или В КОНЦЕ обособленного члена – запятыми НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ.

✔️ Мимо пробежал офицер, /ПО СЧАСТЬЮ меня не заметивший/ (вводное слово ПО СЧАСТЬЮ стоит в начале обособленного определения).

✔️ На праздники мы решили куда-нибудь съездить, /в Москву НАПРИМЕР/ (вводное слово НАПРИМЕР стоит в конце обособленного уточняющего обстоятельства места).

❤️ 2. Вводное слово стоит В НАЧАЛЕ обособленной конструкции, которая начинается с союзов КАК, ЧТОБЫ, – ВЫДЕЛЯЕТСЯ с двух сторон запятыми.

✔️ Небо сегодня серое и пасмурное, /ВПРОЧЕМ, как всю эту неделю/.

❤️ 3. Вводное слово стоит В СЕРЕДИНЕ обособленного члена – запятыми ВЫДЕЛЯЕТСЯ.

✔️ А иной раз ветер, /ударяя, ОЧЕВИДНО, по воде сверху/, покрывал её другим – звёздчатым узором (вводное слово ОЧЕВИДНО стоит в середине обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом).

❤️ 4. Вводное слово является частью вставной конструкции (выделена скобками) – запятыми ВЫДЕЛЯЕТСЯ В ЛЮБОЙ ПОЗИЦИИ:

✔️ Двое живы (покуда их вексель продлен), третий (лишний, НАВЕРНО) в раю погребен...

3. ВВОДНОЕ СЛОВО + СОЮЗЫ

Здесь ситуация сложная. Большую роль играет местоположение вводного слова.

❤️ 1. Основной посыл всех маститых авторов таков: если вводное слово можно убрать из предложения без нарушения смысла, если есть интонационное выделение вводного слова, то от любого союза оно отделяется запятой.

✔️ Я особо не занимался И, /СКОРЕЕ ВСЕГО/, в этом году в вуз не поступлю.

✔️ НО, /КАЖЕТСЯ/, я становлюсь моралистом.

✔️ Однако Володя совсем не ругался, А, /НАОБОРОТ/, говорил нечто подбодряющее.

❤️ 2. Если вводное слово нельзя убрать из предложения, оно образует с союзом тесное единство, то запятой от союза вводное не отделяется.

✔️ /А ВПРОЧЕМ/, я согласен с вами.

✔️ /И КРОМЕ ТОГО/, жизнь прекрасна.

✔️ /И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО/, он сразу же увидел табличку из толстого стекла: "Директор".

ПРИМЕЧАНИЕ: тесная связь между союзом и вводным словом наблюдается чаще всего в двух случаях:

👉1. Речь идёт о союзе А
Сегодня, /А МОЖЕТ БЫТЬ,/ завтра будет снег.
👉2. Сочинительный союз (чаще И) стоит в начале предложения
/И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,/ пошел дождь.

4. ВВОДНОЕ СЛОВО + ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

❤️ 1. Вводное слово стоит между двумя однородными определениями – обособляется вместе с определением, к которому относится, в качестве уточняющей конструкции.

✔️ На столе стояла ароматная, /КАЖЕТСЯ НЕДАВНО СОБРАННАЯ/, малина
(отсутствие запятой после вводного слова КАЖЕТСЯ даёт понять, что вводное слово относится именно к определению НЕДАВНО СОБРАННАЯ).

❤️ 2. Вводное слово стоит после однородных членов перед обобщающим словом – ставится запятая только ПОСЛЕ вводного слова (тире перед вводным словом – это отделение обобщающего слова от однородного ряда).

✔️ Среди птиц, насекомых, в сухой траве – /СЛОВОМ/, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

5. ВВОДНОЕ СЛОВО + ЧАСТИЦА

❤️ Усилительные частицы примыкают к вводным словам и запятой от них не отделяются.

✔️ Я князя знаю мало и, /УЖ КОНЕЧНО/, предпочитаю беседу с вами.

6. ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

❤️ 1. Небольшие по объёму вводные предложения обособляются запятыми.

✔️ Алексей Петрович, /Я ЗНАЮ/, говорит, что у него от моих стихов скулы болят.

❤️ 2. Вводные предложения более сложной структуры обособляются скобками или тире.

✔️ Одно из его многочисленных стихотворений (КАЖЕТСЯ, ТО, КОТОРОЕ ПОНРАВИЛОСЬ БЛОКУ) считалось у нас шедевром.

✔️ Где-то очень близко – МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НАД САМОЙ МОЕЙ ГОЛОВОЙ, – робко чирикнула птичка.

Это базовые случаи, которых вполне достаточно школьнику для успешной работы с вводными конструкциями.

Вот ещё раз ссылочка на👉 1 ЧАСТЬ публикаций о вводных словах.

В 3 ЧАСТИ расскажу о сложных случаях разграничения вводных и не вводных слов (ОДНАКО, НАКОНЕЦ, КСТАТИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ и т.д.)

Сложными эти случаи являются потому, что часто опорой служит только смысл таких конструкций. Как правильно классифицировать эти и другие слова и расставить знаки препинания при них, расскажу в следующей публикации. Следите за выходом статей на канале.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки!