Из двух десятков снятых в 1980-90-е отечественных кинокартин, посвященных временам "ограниченного контингента" и представленных большей частью остросюжетными боевиками, самая первая - снятая совместно с афганцами "Жаркое лето в Кабуле" (1983) - смотрится особняком. Хотя б потому, что это довольно серьёзная драма, лишь изредка заглядывающая на территорию других жанров (как триллер и военное кино).
Немудренно с такими характеристиками занять лишь 72-е место в прокатном сезоне (5,8 млн. билетов), что, впрочем, об её качестве никак не говорит: мало ли других причин. Может массовый зритель ещё недостаточно интересовался афганской темой: ведь СМИ в первой половине 80-х подавали информацию о той войне крайне выборочно, обходя проблемы стороной, а от постановочного, в любом случае игрового фильма, ждать откровений тем более не приходилось. Кто ж знал, что в нём столько замечательных, практически документальных кадров!
Притом, что я отлично помню афиши с данным названием, то есть возможность увидеть "Жаркое лето" в кинотеатре в свои 9 лет у меня тоже была, но сарафанное радио с рекомендациями обязательно сходить (и не пожалеть) на тот момент работать отказалось. Значит, на детей и подростков расчёта не было изначально!.. разве что на тех из них, кому потом захочется вдруг глянуть этот фильм спустя 40 лет. Со всем накопившимся грузом из растраченных иллюзий.
Конечно смотреть подобное сейчас грустновато: без сомнения героическая работа гражданских специалистов из СССР - а сюжёт посвящён командировке профессора медицины из Ленинграда в объятый гражданской войной Афганистан - в итоге не была оценена по достоинству.
В широком смысле: страна все равно скатилась обратно в средневековье, даже глубже того, в котором пребывала в 1970-е годы. И розовые мечты местных "апрельских" революционеров привести архаичнейшее общество семимильными шагами к коммунизму закономерно пошли прахом - не только от принципиальной невозможности сего в местных условиях и яростного сопротивления (много кем спонсируемого из-за рубежа, включая победивших в Иране хамейнистов), но и от перегибов новых властей и разгоревшейся внутрипартийной, ожидаемо кровавой, борьбы. А Политбюро ЦК КПСС, проспавшему переворот против феодала Дауда, против которого оно в принципе ничего не имело (как и против свергнутого тем ранее короля), пришлось спешно включаться во внешнеполитическую игру на своих южных границах...
Но даже если не принимать во внимание весь известный ныне контекст, фильм и теперь смотрится хорошо - как исторический документ в первую очередь, пусть и с одной точки зрения (а много ли их было представлено в "Рэмбо-3" 1988 года выпуска?). Агитпроп-составляющая при всей очевидности подана дозировано и мягко. И скрывать царившую кругом нервозность скрывать никто не стал - передали на все сто. После этого не грех и закрыть слегка глаза на идеализированные, может быть слишком жертвенные образы главных персонажей (кстати, профессора сыграл Олег Жаков и это его последняя кинороль, а афганскую специалистку - Матлюба Алимова). Впрочем, выискивать специально негатив среди "людей в белых халатах" тоже ни к чему...
Несколько надуманно выглядит мирная сцена с чтениями "Баллады о прокуренном вагоне" Александра Кочеткова, но в свете дальнейших событий она добавляет пронзительности. Оправданной - и этого не отнять...
4/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru