Где проживает этот народ
Его историческая родина и место постоянного проживания – это территория Сетомаа (Земля сето). В Эстонии – Сетумаа, так как эстонцы называют этот народ "сету". У народа само название – "сето".
Область проживания находится на стыке границ Эстонии и России. Недалеко там и Латвия. Вообще, надо сказать, это самая западная точка России, если не считать Калининградской области (эксклав – территория, изолированная от основного государства и граничащая, в нашем случае, с Польшей и Литвой, даже полуэксклав, потому что имеет выход к морю).
В соседстве с Россией и Эстонией
сформировалась такая специфика культуры сето. Дело в том, что это непросто стык границ, это стык двух культурных миров: с одной стороны – западноевропейский культурный мир с протестантской католической религией и с другой – восточноевропейский мир с религией православной.
Сейчас народ сето разделен государственной границей на две части. Территория Сетомаа включает в Эстонии с 2017 года волость Сетумаа, входящую в состав уезда Вырумаа. С российской стороны представители народности проживают на территории Печорского района Псковской области.
Раньше считалось, что сето – это часть эстонцев, особая этнографическая группа. Теперь сето называется у нас отдельным народом. Чем, собственно, сето отличается от эстонцев? Очень разная одежда. Связано это, в частности, с такой культурной спецификой как религия. Верующие эстонцы исповедуют лютеранство. А сето приняли православную религию. Правда, религия – это ещё не признак отдельного этноса. Культура сето сложилась многовековым взаимодействием населения финно-угорского и русского.
В России в 2010 году сето получили статус малочисленного народа с уникальной культурой. В Эстонии у них такого статуса нет, они учитываются там как носители особого диалекта.
Численность сето
Что касается численности, то на территории Сетомаа (это более плотное заселение сето по обе стороны границы) проживает около 2 тысяч сето. В Эстонии же говорят, что в их государстве проживает порядка 10 тысяч.
В чем здесь проблема? Ну, во-первых, они фиксируются не как отдельный народ, а просто как носители сетоского диалекта. И потом, проживая на территории разных эстонских уездов, сето фактически утратили свою традиционную культуру. А вот на территории Сетомаа традиции этноса сето бережно сохраняют.
По итогам последних переписей Сетомаа на стороне Эстонии от полутора до двух тысяч, а в России перепись 2021 года дала такие цифры: 234 человека проживает в России, из них 141 на территории Печорского района Псковской области и 58 сето проживают в Красноярском крае. Раньше там было значительно больше. Дело в том, что в начале XX века при столыпинских реформах были добровольные переселения в Сибирь, а позже, уже в советское время, сето переселяли в результате раскулачивания. Вполне сейчас может быть и больше 58, просто некоторые называют себя по-прежнему эстонцами.
О языке
Сето говорят, что язык у них заметно отличается от эстонского. Причина такая. В прошлом на территории Эстонии существовало два языка: северо-эстонский (таллинский) и южный эстонский (тартуский). Они очень различались. И к тому же в южной части территории южно-эстонского языка выделялся ареал выруского диалекта и сетоского поддиалекта, который позднее совсем уже не походил на литературный эстонский. Тем более, что литературный был как раз создан на основе северного диалекта, то есть таллинского. Этот литературный эстонский распространился потом по всей Эстонии, практически вытеснив все местные диалекты за исключением выруского (с сетоским говором) и сето. И в результате язык этого народа сохранился почти с XIX века. Язык пока бесписьменный, но попытки предпринимаются.
Загадки происхождения сето
Задолго до появления на этих территориях славян (а это предположительно рубеж IV-V веков или даже позже) к югу от Псковского озера отмечены финно-угорские культуры, еще южнее – балтские (ныне – литовцы, латыши), которые охватывали обширные области. Археологически культуры балтов в районе нынешних печорских земель не было, но почему-то ярко выражается балтийская гидронимия (названия рек). Это загадка. И эта загадка напрямую связана с загадкой происхождения сето.
На рубеже IV-V веков на этой территории появляется археологическая культура длинных курганов. В. В. Седов, член-корреспондент Академии наук, считал, что это славянская культура. Не все археологи согласны. Есть предположение, что балты и славяне когда-то составляли нечто единое. И могло быть, что тогда предки сето здесь еще не проживали.
Западнее длинных курганов находились могильники чуди (предков эстонцев). Если длинные курганы – захоронения ранних славян, значит ли, что здесь жили славяне? И не жили ли здесь как раз финно-угры?
В XIII веке на территорию Прибалтики (северную часть Эстонии) вторглись датские феодалы, на территории Латвии немецкие рыцари основали Орден меченосцев, который перерос в Ливонский орден. И фактически весь век на всей захваченной ими территории навязывалась католическая религия.
Часть чуди, которая не хотела отказываться от язычества, переселилась на псковскую землю, где еще не заставляли принимать христианство )) Поэтому похоже, что предки сето здесь в это время как раз уже и проживали, потому что в их культуре нет или почти нет элементов католической веры (католики могли переселиться сюда позже). Православными они стали, предположительно, в XVI веке после появления на этой территории Псково-Печерского монастыря.
И продолжали сохранять свои языческие обряды. Поэтому местное население стало называть их "полуверцами".
Культура сето
Переплетение культур со славянской наложило отпечаток, например, на одежду:
В XX веке
На рубеже XIX-XX веков сето проживали на территории Псковской губернии, Сетомаа была частью Псковского уезда. И проживало тогда в Сетомаа около 20 тысяч сето. Но после революции в 1920 году в ходе гражданской войны и после отделения Эстонии от России по Тартусскому договору вся территория Сетомаа вошла в состав Эстонии. Тогда население сето насчитывало около 15 тысяч, 4 тысячи эстонцев и 40 тысяч русских. И это продолжалось вплоть до 1944 года.
Как получилось, что территория Земли сето разделилась на две части? Уже по окончании Великой Отечественной войны было принято решение передать печорскую землю Псковской области. И так как в то время сето считались эстонцами, только православными, было принято решение отдать Эстонской ССР часть, более плотно заселенную сето. Граница тогда между республиками никого не смущала.
Численность сето по обеим сторонам границы уменьшается. Особенно в РФ. Потому что в Печорском районе не было создано сетоской школы. Были только эстонские школы на эстонском языке. И дети, окончив школу, с удовольствием уезжали в Эстонию. А потом приглашали туда и родителей.
В итоге 1989 год при проведении последней Всесоюзной переписи эстонцев тогда в Печорском районе зафиксировали около тысячи. А в 1999 году именно сето осталось чуть более 500. До 2005 года отток продолжался. Тогда было зафиксировано примерно 250 сето, и отток прекратился. Потому что, кто хотел уехать, уже в Эстонию уехал. Плюс к тому сето получили эстонские паспорта. Свобода передвижения многих устраивает.
И в основном молодое поколение убывает.
Можно поподробнее о культуре сето почитать в книге:
Подробнее – https://vk.com/pskov_simvol_russia?z=video-534603_456240173%2F47e61960e10f0c4459%2Fpl_post_-534603_26267
Музей сето в Сигово
Подробнее – в https://poputi.su/photo/rossiya/pskovskaya-oblast/sigovo/sigovo-muzej-seto
Источник – https://vk.com/pskov_simvol_russia?z=video-534603_456240173%2F47e61960e10f0c4459%2Fpl_post_-534603_26267 Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.